Приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 года №715 утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития школьных информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в РФ (далее – Концепция). Разработка Концепции обусловлена обновлением значения и содержания школьных библиотек для современного мира.
Теперь школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, пространством, обеспечивающим доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям, говорится в документе.
Школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в т.ч. гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.
В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников.
Среди проблем развития школьных библиотек в Концепции обозначены:
- несовершенство правовой базы;
- проблема кадрового обеспечения;
- слабая материально-техническая база;
- старение библиотечного фонда;
- отсутствие сетевого взаимодействия;
- необходимость модернизации системы методического сопровождения педагогов-библиотекарей и их дополнительного профобразования;
- другие.
В документе отмечается, что школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя; что наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.
Для эффективного развития школьных библиотек необходимо реализовать целый ряд мероприятий. Например, предлагается:
- определить организацию, на которую возложить функции федерального информационно-методического центра;
- объединить библиотеки в сеть национального масштаба;
- разработать профстандарт «педагог-библиотекарь»;
- создать в школьной библиотеке целевые высококачественные разноформатные фонды, пространственно-обособленные зоны различных типов, обеспечить свободный доступ участникам образовательных отношений к электронным информационным и образовательным ресурсам;
- распространить электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
- создать систему смарт обучения;
- другие.
Предполагается, что в результате реализации Концепции будет создано целостное образовательно-информационное поле, которое полностью обеспечит современную инфраструктуру для регулярного обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Считается, что реализация Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в т.ч. школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения учебных предметов.
Департаменту государственной политики в сфере общего образования поручено до 30 сентября 2016 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение Минобрнауки России.
Источник: Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров