О некоторых особенностях режима рабочего времени педагогов в период учебного года, установленных приказом №536

Особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования в период учебного года, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей в период тренировочного года или спортивного сезона определены разделом II  Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,  осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных  приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 года №536 (далее – Особенности).

Обратим внимание, что в перечень должностей педагогических работников, режим рабочего времени которых регулируется разделом II Особенностей, включены должности старших педагогов дополнительного образования и старших тренеров-преподавателей.

С вступлением в силу приказа Минобрнауки России от  22 декабря 2014 г. № 1601 возникли, например, такие вопросы: должен ли учитель находиться  в организации все 36 часов в неделю, что входит в нормированную и ненормированную (другую) части его работы, кто определяет другую работу, должен ли учитель иметь свободный день и др.

В разделе II Особенностей можно найти ответы  на эти и другие вопросы, например: 

О нормируемой части педагогической работы

Особенностями  уточнено, что нормируемой частью педагогической работы  для учителей,  преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей (далее – работники, ведущие преподавательскую работу) организаций являются только нормы времени для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее – преподавательская работа), которая выражается в фактическом ее объёме (далее именуется – нормируемая часть педагогической работы).

Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее – занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется, исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.

Обратим внимание, что исключено суммирование неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, которые должны были использоваться для выполнения другой педагогической работы, а под «динамической паузой» понимается большая перемена в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут.

 О другой части педагогической работы

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее – другая часть педагогической работы), отнесено выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Другая часть педагогической работы  определяется с учётом:

–  видов работ, входящих в должностные обязанности педагогических работников согласно  квалификационным характеристикам помимо учебной (преподавательской) работы;

видов дополнительной работы, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.

В Особенностях установлено, что другая часть педагогической работы   регулируется:

  • самостоятельно – подготовка к занятиям и мероприятиям, участие в разработке рабочих программ,  изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
  • в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
  • правилами внутреннего трудового распорядка – организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
  • планами и графиками организации – выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • графиками, планами, расписаниями – выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности;
  • трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ,  непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
  • локальными нормативными актами организации – периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

О свободном(методическом) дне

В соответствии с п. 2.4 Особенностей в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию, от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ, а также выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В комментариях Профсоюза образования обращено внимание на следующее:

  • рекомендательная норма предоставления свободного дня предусмотрена в связи с тем, что  установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6-дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объема учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности для обучающихся в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей;
  • к работникам, ведущим преподавательскую работу (перечень дан в п. 2.1 Особенностей), не применяется продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю. 

Об «окнах» в расписании

В Особенностях отмечено, что при составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются (см. ст. 108 ТК РФ) в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Как отмечается в комментарии к Особенностям, понятие «допускается», по всей видимости,  может означать, что данное решение может быть принято в виде исключения, если это не повлечет за собой нарушение прав других педагогических работников.

В настоящих Особенностях понятие «окна» в расписании педработника не используется, т.к. при регистрации приказа в Минюсте России  было предложено исключить слова в скобках «(так называемые «окна»)», используемые в педагогических коллективах, как корпоративное понятие.

 О дежурствах

Особенностями определено, что в организации при необходимости в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи в период осуществления образовательного процесса организуются периодические кратковременные дежурства работников, ведущих преподавательскую работу. Дежурства регулируются локальными нормативными актами организации.

При составлении графика дежурств в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна.

В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. 

Об оплате за ЕГЭ

В  Особенностях  разъясняется, что педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ  в рабочее время и освобождённым от основной работы на период его проведения, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Им   выплачивается компенсация в размере и порядке, устанавливаемых субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

О «ступенчатом» режиме обучения

В новых Особенностях сохранено понятие «ступенчатый» режим обучения в 1 классах, который согласно изменениям в СанПиН вместо первых двух месяцев используется в первом полугодии. При этом отмечено, что указанный режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается.

Источники: Приказ Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/732881/#ixzz4C6JzzYV3

 Сравнительная таблица с подробными комментариями

 

Оставьте комментарий