Что нового в новых Особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогов

Новые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций (приказ Минобрнауки России от  11 мая 2016 г. № 536 ) (далее – Особенностей) приняты во исполнение  Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».В Сравнительной таблице положений приказов  Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 и  от 11 мая 2016 г. № 536  с комментариями изменений (далее – Сравнительная таблица), подготовленной специалистами ЦС Профсоюза образования (составитель  В.Н.Понкратова), проанализированы отличительные особенности нового документа.

Обратим внимание на некоторые из них.

1.Особенности относятся к работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение (далее – организации). Поэтому при регулировании режима рабочего времени их педагогических работников и руководителей  применяется соответствующая Номенклатура должностей, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

2.В документе  конкретизированы особенности, с учетом которых регулируются вопросы режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации, устанавливаемые Правилами  внутреннего трудового распорядка организации (далее – ПВТР), в том числе с  временем, необходимым для выполнения входящих в  должностные обязанности педагогических работников видов работ, предусмотренных в зависимости от занимаемой ими должности согласно квалификационным характеристикам.

3.Отмечено, что ПВТР организации утверждаются работодателем не только с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, но и иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

4.В перечень должностей педагогических работников, режим рабочего времени которых регулируется разделом II Особенностей, включены должности старших педагогов дополнительного образования и старших тренеров-преподавателей.

5.В Особенностях  уточнены понятия нормируемой части  педагогической работы, которая выражается в фактическом  объёме учебной нагрузки, и другой части педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов и  относится к выполнению работ, предусмотренных квалификационными характеристикам и по занимаемой должности.

6.Согласно документу,  порядок регулирования другой части педагогической работы, выполняемой педагогическими работниками,   ведущими преподавательскую работу устанавливается: самостоятельно; ПВТР; планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации; графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором; трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору; локальными нормативными актами организации.

7. Особенностями определены порядок и условия выполнения видов работ, которые  должны определяться локальным нормативным актом, коллективным договором организации. Как сказано в комментарии в Сравнительной таблице, под порядком и условиями выполнения этих работ  следует понимать определение локальным нормативным актом и (или) коллективным договором размеров оплаты труда и (или) возможности предоставления другого дня отдыха.

8.Из Особенностей исключено суммирование неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, которые должны были использоваться для выполнения другой педагогической работы.

9.Включено положение о том, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобождённым от основной работы на период его проведения,  предоставляются гарантии и компенсации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.

10.Конкретизировано, что обязательное присутствие работников, ведущих преподавательскую работу, не требуется в дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

– от проведения занятий по расписанию;

– от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ;

– от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.

Рекомендовано при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В комментарии к Сравнительной таблице напоминается, что к работникам, ведущим преподавательскую работу (перечень дан в п. 2.1 Особенностей), не применяется продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю.

11.Уточнено, что «ступенчатый» режим обучения в 1 классе используется в первом полугодии, который на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается, а также определение  понятия  «динамическая пауза», как большой перемены, устанавливаемой  в середине учебного дня продолжительностью  не менее 40 минут.

12.Приведено в соответствие с ТК РФ положение о том, что при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями. Вместе с тем отмечено, что длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

13.Исключен перечень организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся. В таких организациях режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы, может устанавливаться с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) локальным нормативным актом организации.

14.Установлено, что в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, является для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Режим их рабочего времени подлежит уточнению. Они выполняют работу в пределах нормируемой части их педагогической работы.  Рабочее время в этот период может увеличиваться за счет времени, необходимого для выполнения видов  работ, относящихся к ненормируемой части, если они предусмотрены планом. В каникулярный период, не совпадающий с отпуском, педагогический работник может быть направлен для получения дополнительного профессионального образования.

15.Определено, что режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II Номенклатуры должностей, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.

16.Изменено условие  привлечения педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание: теперь обязательным условием для этого является, прежде всего, письменное согласие работников.

17.Исключена возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, в  оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже после получения согласия самих работников. Таким образом,  теперь педагогические работники в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности, смогут работать исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора, отмечается в комментарии в Сравнительной таблице.

18.Привлечение педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность должно регулироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. на условиях, установленных главой 24 ТК РФ для служебных командировок, служебных поездок.

19. Поскольку регулирование в отдельных случаях для учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, предусмотрено в приложении  1 к приказу № 1601 (п. 4 примечаний) и в пункте 2.2 приложения 2 к приказу № 1601, данное положение  приказом № 536 не предусмотрено.

20.Содержание раздела «Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы» приведено в соответствие с ФЗ № 273.

Источник: Приказ Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/732881/#ixzz4C6JzzYV3

 Сравнительная таблица с подробными комментариями

26 комментариев к “Что нового в новых Особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогов”

    • Добрый день, Галина! Особенности режима рабочего времени и отдыха педагогических работников утверждены приказом Минобрнауки РФ и обязательны к исполнению.

      Ответить
  1. Скажите, пожалуйста, как, согласно документу “Рабочее время педагогических работников”, регулируется рабочее время психолога? Я понимаю, что 18 часов на практическую работу и 18 часов – на подготовку, анализ и т.д. И, что эти 18 часов можно не проводить в школе, но кто это должен определять: проводить психологу эти 18 часов в школе или не в школе? администрация? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Согласно “Особенностям режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:
      – выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
      – подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

      Ответить
      • У нас в образовательном учреждении если у преподавателя нет уроков, но он является классным руководителем, его присутствие в учреждении обязательно. Как положение может комментировать такой подход к работе преподавателя? Заранее благодарна за ответ.

        Ответить
        • Добрый день, Татьяна! Советуем ознакомиться с приказом Минбрнауки
          Вот что сказано в п. п. 2.3.,2.4. этого документа:
          Другая часть педагогической работы – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).
          В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

          Ответить
  2. Здравствуйте! Я работаю учителем и у меня вопрос по так называемым “окнам”. Везде пишут и ссылаются на пункт 3.1. 2-ю часть приказа №536 от 111.05.2016 “При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся”. Но этом же пункте есть и другая фраза “При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями”. По первой приведенной цитате понимаю так, что окна должны отсутствовать. Но как тогда понять вторую цитату? Какой и почему может быть перерыв менее 2 часа у учителя? А если таких перерывов два по 1 часу с разрывом? Куда такие перерывы отнести? И связан ли этот перерыв с пунктом 1.5. “Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем”. Согласно статьи 108 ТК РФ к рабочему времени не относится перерыв, составляющий более двух часов. Тогда 2 перерыва по 1 часу к рабочему времени относятся? Разъясните, пожалуйста, что все это означает.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! 1.Мы не комментируем нормативные документы. За комментариями советуем обратиться в официальные органы.
      2.В порядке информации поясним следующее.
      Прежде всего, обратите внимание на п. 2.1 , в котором сказано, что работа педагога, ведущего учебные часы, определяется его должностными обязанностями и состоит из нормируемой части в учебных часах по тарификации и другой части педагогической работы, не конкретизированной по количеству часов.
      Так вот, в первом случае речь идет о составлении расписания занятий, т.е. регламентации нормируемой части. При этом сказано, что организация обязана исключить нерациональные затраты, т. е. не допускать «окон», если на то нет письменного заявления работника.
      Во втором случае, речь идет о другой части педагогической работы, которая согласно п. 2.3. регулируется планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, а также колдоговором. Вот при составлении этих графиков работы перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся.
      Подробности читайте в Информационном бюллетени №2 за 2016 г. «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования, подготовленным ЦС Общероссийского Профсоюза образования.

      Ответить
  3. здравствуйте. может ли директор образовательного учреждения заставить педагога работать в летнее каникулярное время 36 часов в неделю при его нагрузке 22 часа ?

    Ответить
    • Добрый день, Раиса! Согласно п. 4.2 Приложения к приказу Минобрнауки РФ от 11» мая 2016 г. 536 в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
      Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п.4.6 Приложения).

      Ответить
  4. Здравствуйте! Может ли директор заставить отрабатывать часы, которые попали на больничный лист и на общегосударственные праздники, мотивируя тем, что не хватает количества установленных часов по предмету, хотя их и так запланировано больше, чем в государственной программе по предмету, да мы еще и в июне учим детей до 17-го. Профессиональное училище, дети учатся с 11 лет. На это и опирается директор, утверждая, что раз в положении написано, что обучение должно длиться 7 лет 10 месяцев, то каждый год мы должны учиться 10 месяцев, то есть июнь тоже.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Отрабатывать не законно. Для решения вопроса вам следует обратиться в Госинспекцию труда. Советуем обратиться на “горячую линию” по оплате труда Минобрнауки. Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням).

      Ответить
  5. Скажите, может ли заведующий ДОУ детский сад закрепить в приказе передыв для отдыха 1 смены (с 07.00 до 14.12) -с 14.13 до 14.42, а для 2 смены ( с 12.30 до 19.42)- с 12.00 до 12.30? Ведь это распоряжение свободным временем педагога..вне смены.

    Ответить
    • Добрый день, Мария! Для официального ответа советуем обратиться орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
  6. Подскажите,пожалуйста, существует ли должность педагог-логопед с нагрузкой 36часов в средней школе? Или только учитель-логопед и 20 часов?

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! 1.Согласно Номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства
      Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, имеются должности с наименованиями “Учитель-логопед” (в школах) и “Логопед” (для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).
      2.Согласно п.2.3 Приложения 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
      от 22 декабря 2014 г. № 1601 учителям-логопедам устанавливается норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы.

      Ответить
  7. Подскажите, пожалуйста, как поступить в следующей ситуации. По приказу директора школы учитель направляется на семинар в день, когда у него по расписанию уроки. На этот день делается изменение в расписании, уроки данного учителя замещаются другим педагогом по другому предмету, которые затем снова “меняются местами”, т. е. происходит взаимное замещение. При этом недельная нагрузка учащихся остается без изменения. Имеет ли право педагог, который был на семинаре требовать оплаты проведенных позже уроков?

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! Такой вариант замещения нередко практикуется в школах. В данном случае дополнительная оплата не производится.

      Ответить
  8. Подскажите, пожалуйста, а каков режим рабочего времени (36-часовая или 40-часовая раб. неделя) у заместителя директора по учебной работе колледжа СПО и заведующего методической работой колледжа СПО в соотвтетствии с этим Приказом?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Должности “Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)”,
      “Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения” согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, относятся к должностям руководителей образовательных организаций (раздел 1 часть 2). Следовательно, продолжительность их рабочей недели 40 час.

      Ответить
  9. Подскажите может ли директор удлинять рабочий день на 30 минут, мотивируя это обеденным перерывом, хотя прием пищи педагогов организован во время обеда обучающихся. И тогда получается рабочий день педагога 6 часов 30 минут при 6-ти дневной рабочей неделе. Это нормально?

    Ответить
    • Добрый день, Алексей! Вот что по этому поводу сказано в п.1.5 Приложения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536:
      Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
      В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приёма пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приёма пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведённом для этой цели помещении.
      Как видите, все должно быть прописано в ваших ПВТР, которые в соответствии с п.1.3 того же приложения
      утверждаются работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

      Ответить
  10. Здравствуйте! Я работаю в детском саду музыкальным руководителем на 1,5 ставки. Отдельного кабинета нет- только музыкальный зал, который мы делим со вторым музыкальным руководителем.
    В этом году методист потребовала включить в циклограмму время на обед, таким образом, продлив мой рабочий день на 30 минут. Сказала, что так сейчас по закону требуется. Я не нашла в документах подтверждения этого факта. ПРавомерно ли ее требование об обязательном включении времени на обед?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Обратимся к Особенностям режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г. № 536. П. 1.5. Особенностей гласит: Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
      В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приёма пищи не устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях обеспечивается возможность приёма пищи в течение рабочего времени одновременно вместе с обучающимися или отдельно в специально отведённом для этой цели помещении.

      Ответить
  11. Отпуск какой продолжительности положен заведующему библиотекой средней школы?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017) “О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках”. Этим постановлением для заведующего библиотекой не устанавливается удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, потому продолжительность отпуска составляет не менее 28 дней. Удлиненный отпуск предоставляется только педагогу-библиотекарю. Кроме того согласно Постановлению № 466 руководителю (директору, заведующему, начальнику, управляющему) структурного подразделения устанавливается удлиненный отпуск продолжительностью 56 дней при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью. Так как деятельность заведующего библиотекой не связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью, то ему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в общем порядке – продолжительностью не менее 28 дней (ст. 115 ТК РФ).
      Подготовлено по материалам сайта “(актион) Образование” https://www.menobr.ru/question/4272594266-qqess2-16-m9-kakova-prodoljitelnost-otpuska-zeveduyushchego-bibliotekoy.
      Для введения должности 2педагог -библиотекарь” необходимо ввести соответствующие изменения в штатное расписание школы.

      Ответить

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ