Определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования

С 1 января 2016 года вступил в силу согласованный  с Минтруда и соцзащиты РФ приказ Минобрнауки России от  9 ноября 2015 г. N 1309,  утвердивший Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).  Порядок распространяется на  объекты Минобрнауки России, Рособрнадзора,  Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее – органы), подведомственных органам организаций (далее – организации).

Кроме того приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. N 1399  утвержден План  мероприятий (“дорожная карта”) Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

В письме Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 07 “Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования” (далее – Письмо)  даны  разъяснения по вопросам исполнения вышеназванных приказов.

В частности, в Письме разъясняется, что в соответствии с Порядком должны быть обеспечены  следующие требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с положениями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);

возможность самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);

содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы);

надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (“надлежащее размещение” означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);

обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда и соцзащиты РФ. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника;

наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);

предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);

наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность “тьютор” должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов);

предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Если услуги предоставляются в арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, то принимаются  меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.

В Письме отмечено, что если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно – по месту жительства инвалида.

Порядком регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в “дорожную карту” с указанием срока, когда эти условия будут созданы. Целью “дорожной карты” является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей.

Согласно Порядку в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, создают Комиссии и  проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется Паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

В своем Письме  Минобрнауки России определило для подведомственных ему организаций:

  • до 15 февраля 2016 г. – определить ответственных за организацию данной работы в должности не ниже заместителя руководителя организации;
  • до 10 марта 2016 г. – провести обследование  на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации и предоставляемых ею услуг. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности;
  • до 1 апреля 2016 г.  – организовать инструктирование специалистов, работающих или контактирующих  с инвалидами;
  • до 1 апреля 2016 г.  – разработать, утвердить план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг –  “дорожную карту”- на период до 2030 г.

В заключение  Письма Минобрнауки   России предупреждает, что несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является дискриминацией инвалидов, что  не допускается в Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ. При этом  «под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».

Источник: 

Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи”

Письмо Минобрнауки РФ «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» от 12.02.2016 N ВК-270/07

1 комментарий к “Определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования”

Добавить комментарий для Наталья неьцева Отменить ответ