С 1 января 2016 года вступили в силу изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым “количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».Таким образом, из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников.
По мнению Общероссийского профсоюза образования норматив являлся «единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми».
В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования обратился в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с просьбой разъяснить внесение данных изменений.
В частности, в обращении поставлены такие вопросы:
“- какому количеству обучающихся будет соответствовать наполняемость класса при норме площади 2,5 м² на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, предусмотренной пунктом 4.9. САНПИН, если в школе площади классов составляют от 40,1 м² до 46,3 м², при условии соблюдения всех остальных норм, связанных с расстановкой дополнительной мебели в таких учебных помещениях, удаленности мест для занятий от светонесущей стены и других в соответствии с разделом V САНПИН? (сведения о конкретной площади классов одной из школ, на примере которой просим определять количество обучающихся в классе, прилагаются);
– какая ответственность для руководителей общеобразовательных организаций предусмотрена за нарушение определения количества учащихся, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению?”
По информации RG.RU “регионы получили разъяснения по поводу новой редакции документа. Хотя ограничения по численности классов были сняты, это не означает, что дети будут учиться в тесноте, пояснили в федеральной службе”.
Источник:
http://www.rg.ru/2016/02/09/chislennost-klassov-v-shkolah-ne-budut-ogranichivat-25-uchenikami.html
Добрый вечер. Ответ получен от Роспотребнадзора? Можно ознакомиться с ним?
Добрый день, Михаил! Блог не располагает подобной информацией.
Было бы логично если бы вы запросили у Профсоюза эту информацию и разместили ее в блоге 🙂
Добрый день, Александр Чужба! А что мешает это сделать Вам?
Если утверждён норматив для екласса 2,5 кв. метра на ребёнка, то без учёта мебели численность детей при площади 45 кв. метров должна составить 45/2,5=18 человек. Это максимум. Какие знания получат 30 человек в классе?
А у нас патовая ситуация
Было 40 человек, в остальных 32-34 человека (в одном только 36), НО!!!! Нам единственным добавили ещё 2х!!! в этом году. Класс маленький. 7 рядов и 6 столбцов
Дышать нечем. Дети второклашки на могут разойтись
Вопрос: на КАКОМ основании закона, НПА и пр администрация могла взять ещё 2 в изначально переполненный класс??? На что сослаться в обращении (роно, комитет и тп), помимо СанПина и яписьма минобрнауки от 16.03.2016, не нашла больше ничего
Очень надеюсь на оперативный ответ компетентного человека
Добрый день, Екатерина! Советуем обратиться в Роспотребнадзор о нарушении норм СанПиН 2.4.2.2821-10 либо в лицензионный орган. Больше вам никто не поможет.
Напоминаем, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.
4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
– не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
– не менее – 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Вот именно в школе где учится мой сын произошло скопление детей в одном классе, где учеников 31 чел после внесения изменений.
У нас в классе 36 учеников в этом году и как с этим бороться?
Добрый день, Ольга! Можно обратиться в Роспотребнадзор. В порядке информации сообщаем,что соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося (не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий) и расстановки мебели
в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.
Здравствуйте, если деток 8 учеников с болезнью ОВЗ, один ребенок оставленный на второй год. Всего класс 26 человек как тут учитель сможет что либо донести. Вообще так МОЖНО, где почитать НОРМАТИВЫ. Детки учатся в 5 классе….
Добрый день, Евгений Анатольевич! См. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (с последующими изменениями), раздел 111.”Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья”; письмо Минобрнауки РФ от11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Спасибо, пока задали вопрос этот директору школу, на что получили ответ, что при учете площади на одного ученика в школе учитывается площадь всех помещений школы актовый и спортивный зал, реакриации, туалеты, столовая, раздевалки и т.д.
Добрый день, Ольга! Странное прочтение СанПин вашим директором. Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо Рособрнадзор.
Если утверждён норматив для класса 2,5 кв. метра на ребёнка, то без учёта мебели численность детей при площади 45 кв. метров должна составить 45/2,5=18 человек. Это максимум. Какие знания получат 30 человек в классе?
СанПиН устанавливает нормы 2,5 кв. метра на ребёнка в классе для микроклимата в помещении. При нормативе в классе 45/2.5=18 человек 30 детей будут испытывать недостаток кислорода.
Спасибо будем пробывать
Здравствуйте! Возможно ли проведение уроков русского языка и математики для детей с ОВЗ (при реализации инклюзивного обучения) отдельно, вне класса в малых группах или индивидуально?
Добрый день, Маргарита! Для официального ответа советуем обратиться в региональный институт развития образованием к специалистам по вопросам инклюзивного образования.
Доброго дня. Подскажите, пожалуйста, какова должна быть наполняемость класса для проведения практических работ по предмету технология. Классы не делятся, если наполняемость меньше 25 человек, а проводить уроки технологии с таким количеством очень сложно.
Добрый день, Ирина! В действующем СанПиН 2.4.2.2821-10 такой нормы не содержится. Сказано следующее:
“Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы”.
“Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 кв.м на 1 рабочее место.
В классе,у дочери 44 человека.В паралельном 45.Конечно успеваемость снизилась при таком количестве…Школа трещит по швам(
Добрый день, Виктория! Для решения вопроса советуем обратиться в Роспотребнадзор.
Добрый день!
Каковы нормы площади для обучающихся по программе 8-2?
Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться в Роспотребнадзор.
Здравствуйте ! У нас с прошлого года объединили классы,т.е в одном классе по два класса. В одном классе по 3-4ребенка . При этом образование конечно хромает,и учителям тяжело,дети отвлекаются на то что преподают другим детям. Меня интересует законность принятия такого решения. Респ.Дагестан, Шамильский район,село Тлянуб
Добрый день, Патимат! В порядке информации приводим выдержку из п. 10.15.СанПиН 2.4.2.2821-10:
В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 – 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице:
(Классы, объединяемые в класс-комплект):Количество обучающихся в классе-комплекте:
(1 + 3): 8 – 10 чел; (1 + 2):8 – 10 чел; (1 + 4):8 – 10 чел; (2 + 3):10 – 12 чел; (2 + 4): 10 – 15 чел; (3 + 4):10 – 15чел.
Выводы можете сделать самостоятельно.
В нашей школе (это С-Пб,Приморский р-он,шк 253) после успешной сдачи ОГЭ,детей,которые не проходили по “рейтингу” школы,пытались “убрать” из школы,морально давя на то,что ребенок не справится и пр.пр.
Заявлений в 10ый класс было 55.
Не знаю.по каким причинам нельзя было сделать два полноценных десятых класса и не трепать детям и родителям нервы.В итоге 13 человек заявления забрали.И теперь в школе один десятый класс,в котором 42 ученика.
Не понимаю,как при таком кол-ве детей,возможно качественное образование.
Что делать,куда жаловаться?
Добрый день, Светлана! Вам следует обратиться в Роспотребнадзор. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10, количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: – не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; – не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Относительно комплектования 10 классов, то для профильных классов существуют определенные тр6ебования, а для тех, кто не желает идти в них, создаются непрофильные (универсальные) классы. У тех, кого не приняли в школу, есть право обратиться в прокуратуру на нарушение конституционного права ребенка на образование.
Спасибо за ответ.
Могут ли 2 ученика составить 10 класс?
Добрый день, Зарема! СанПиН 2.4.2.2821-10 минимум наполняемости классов не регламентирует. Вопрос решается на уровне органа управления образованием.
Здравствуйте! Скажите какая минимальная наполняемость должна быть в классе для детей с ЗПР (вариант 7.2) и какой документ это регламентирует.
Добрый день, Людмила! Согласно приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. Согласно СанПин 2.4.2.3286-15 не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии при общая наполняемости класса – не более 25 обучающихся.
Здравствуйте! Правомерно ли, что Роспотребнадзор считает площадь на одного ребенка так: площадь конкретного кабинета делится на количество детей за классным руководителем которого кабинет закреплен. Непонятен такой подсчет, так как при ведении занятий дети ходят по разным кабинетам. Площадь у всех кабинетов разная, наполняемость классов тоже разная. Есть кабинеты английского, там занимаются по группам.
Добрый день, Наталья! Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
– не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
– не менее – 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.
Что делать если ребенка не берут в первый класс? Хотя по прописке он проходит. Объясняя это нехваткой мест. Выдали бумагу с печатью и подписью директора об отказе в приемке. Куда жаловаться и поможет ли это?
Добрый день, Владимир! Вам необходимо обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа. Там вам обязаны помочь. В противном случае – обращайтесь в прокуратуру о нарушении прав ребенка на образование.
Добрый вечер.Хотела перевести ребёнка в другую школу,территориально подходим,но нам отказали,сказав,что не хватает мест.Что можно сделать в данной ситуации?
Добрый день, Мария! Формально школа права: в соответствии с ФЗ об образовании школа может отказать в приеме только при отсутствии свободных мест. В этом случае родителям надо обратиться в орган управления образованием.
Здравствуйте! В нашей школе на данный момент два первых класса. Один из которых кадетский. В кадетском 24 ребёнка, в обычном 11. По окончании этого учебного года два ребёнка переводятся в другую школу (по одному из класса). В связи с этим директор школы принял решение об объединении классов. В итоге получится класс из 33 человек. Можем ли мы, родители, настаивать о сохранении двух классов? Ведь по Приказу от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в классе должно быть 25 детей.
Добрый день, Алия! Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями и дополнениями расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
– не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
– не менее – 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Если эта норма нарушена, вы вправе обратиться в Роспотребнадзор.
Добрый день! В нашей сельской школе объединили все классы, не только классы начальной школы, сгруппировав их по 2-3 класса на уроке, а также, уменьшили количество часов обучения по некоторым предметам. Так, например, в 5 классе урок истории – 1 раз в неделю (вместо 2-х), при объединении с 6-м классом.
Компенсировать (частично) потерю часов учителям директор планирует за счёт таких уроков, как ОБЖ, технология, музыка и т.п., фактически удалив их из программы обучения детей.
Подскажите, пожалуйста, на какие нормативные документы ссылаться при написании писем о нарушениях, и в какие инстанции обращаться.
Добрый день, Светлана! Учебный план не может формироваться произвольно, ибо в вашем случае не могут быть обеспечены требования ФГОС. норматиыными документами являются ФЗ “об образовании в РФ”, ФГОС НОО, приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”. Вам следует обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа, либо региональный орган управления образованием, либо прокуратуру в соответствии сч.7 ст.28 ФЗ об образовании.
Здравствуйте! У нас в школе объединили 2-4 кл. 14 уч-ся , а 1и3 кл. тоже 14 уч-ся не объединили.Почему и на каком основании.
Добрый день! У нас в школе было 6 первых классов, один из них профильный (18 человек). К концу первой четверти ушла учитель профильного класса и директор тут же решила его расформировать и добавить в другие классы (объявила через неделю после ухода учителя, что нового не нашли. ну это неудивительно за неделю). В результате сейчас не только не будет выполняться программа профильного класса, для которой закупали оборудование и т.п., но и в классах будет по 32-35 человек, что в первом классе практически не дает возможность уделять внимание каждому ученику.
Куда можно обратиться и какие нормативные акты нарушает директор, фактически сознательно ухудшая и так нарушение СанПин по норме площади на человека (32*2,5=80 кв.м.) Понятно, что таких классных комнат попросту не существует
Добрый день, Маргарита! Советуем обратиться в Роспотребнадзор. Нормативный документ – СанПиН 2.4.2.2821-10.