О наполняемости классов

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым  «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».Таким образом, из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников.

По мнению Общероссийского профсоюза образования норматив являлся «единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми».

В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования обратился   в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с просьбой разъяснить внесение данных изменений.

В частности, в обращении поставлены такие вопросы:

«- какому количеству обучающихся будет соответствовать наполняемость класса при норме площади 2,5 м² на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, предусмотренной  пунктом  4.9. САНПИН,  если в школе   площади классов составляют  от 40,1 м² до 46,3 м²,  при условии соблюдения всех остальных норм, связанных с расстановкой дополнительной мебели в таких учебных помещениях, удаленности мест для занятий от светонесущей стены и других в соответствии с разделом V САНПИН? (сведения о конкретной площади классов одной из школ, на примере которой просим определять количество обучающихся в классе, прилагаются);

— какая ответственность для руководителей общеобразовательных организаций предусмотрена за нарушение  определения количества учащихся, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению?»

По информации RG.RU «регионы получили разъяснения по поводу новой редакции документа. Хотя ограничения по численности классов были сняты, это не означает, что дети будут учиться в тесноте, пояснили в федеральной службе».

Источник:

http://www.rg.ru/2016/02/09/chislennost-klassov-v-shkolah-ne-budut-ogranichivat-25-uchenikami.html

http://www.ed-unionprim.ru/home/strong-profsoyuz-obratilsya-v-rospotrebnadzor-po-situacii-s-vneseniem-izmenenij-v-sanitarno-ehpidemiologicheskie-trebovaniya-k-usloviyam-i-organizacii-obucheniya-soderzhaniya-v-obshcheobrazovatelnyh-organizaciyah-strong/

http://ivo.garant.ru/#/document/71288438/paragraph/1:2

47 thoughts on “О наполняемости классов

    1. Если утверждён норматив для екласса 2,5 кв. метра на ребёнка, то без учёта мебели численность детей при площади 45 кв. метров должна составить 45/2,5=18 человек. Это максимум. Какие знания получат 30 человек в классе?

      1. А у нас патовая ситуация
        Было 40 человек, в остальных 32-34 человека (в одном только 36), НО!!!! Нам единственным добавили ещё 2х!!! в этом году. Класс маленький. 7 рядов и 6 столбцов
        Дышать нечем. Дети второклашки на могут разойтись
        Вопрос: на КАКОМ основании закона, НПА и пр администрация могла взять ещё 2 в изначально переполненный класс??? На что сослаться в обращении (роно, комитет и тп), помимо СанПина и яписьма минобрнауки от 16.03.2016, не нашла больше ничего
        Очень надеюсь на оперативный ответ компетентного человека

        1. Добрый день, Екатерина! Советуем обратиться в Роспотребнадзор о нарушении норм СанПиН 2.4.2.2821-10 либо в лицензионный орган. Больше вам никто не поможет.
          Напоминаем, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.
          4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
          — не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
          — не менее — 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

  1. Вот именно в школе где учится мой сын произошло скопление детей в одном классе, где учеников 31 чел после внесения изменений.

    1. Добрый день, Ольга! Можно обратиться в Роспотребнадзор. В порядке информации сообщаем,что соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося (не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий) и расстановки мебели
      в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

    2. Здравствуйте, если деток 8 учеников с болезнью ОВЗ, один ребенок оставленный на второй год. Всего класс 26 человек как тут учитель сможет что либо донести. Вообще так МОЖНО, где почитать НОРМАТИВЫ. Детки учатся в 5 классе….

      1. Добрый день, Евгений Анатольевич! См. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями), раздел 111.»Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья»; письмо Минобрнауки РФ от11.03.2016 №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

  2. Спасибо, пока задали вопрос этот директору школу, на что получили ответ, что при учете площади на одного ученика в школе учитывается площадь всех помещений школы актовый и спортивный зал, реакриации, туалеты, столовая, раздевалки и т.д.

    1. Добрый день, Ольга! Странное прочтение СанПин вашим директором. Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо Рособрнадзор.

      1. Если утверждён норматив для класса 2,5 кв. метра на ребёнка, то без учёта мебели численность детей при площади 45 кв. метров должна составить 45/2,5=18 человек. Это максимум. Какие знания получат 30 человек в классе?

    2. СанПиН устанавливает нормы 2,5 кв. метра на ребёнка в классе для микроклимата в помещении. При нормативе в классе 45/2.5=18 человек 30 детей будут испытывать недостаток кислорода.

  3. Здравствуйте! Возможно ли проведение уроков русского языка и математики для детей с ОВЗ (при реализации инклюзивного обучения) отдельно, вне класса в малых группах или индивидуально?

    1. Добрый день, Маргарита! Для официального ответа советуем обратиться в региональный институт развития образованием к специалистам по вопросам инклюзивного образования.

  4. Доброго дня. Подскажите, пожалуйста, какова должна быть наполняемость класса для проведения практических работ по предмету технология. Классы не делятся, если наполняемость меньше 25 человек, а проводить уроки технологии с таким количеством очень сложно.

    1. Добрый день, Ирина! В действующем СанПиН 2.4.2.2821-10 такой нормы не содержится. Сказано следующее:
      «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
      При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».
      «Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 кв.м на 1 рабочее место.

  5. В классе,у дочери 44 человека.В паралельном 45.Конечно успеваемость снизилась при таком количестве…Школа трещит по швам(

    1. Добрый день, Виктория! Для решения вопроса советуем обратиться в Роспотребнадзор.

    1. Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться в Роспотребнадзор.

  6. Здравствуйте ! У нас с прошлого года объединили классы,т.е в одном классе по два класса. В одном классе по 3-4ребенка . При этом образование конечно хромает,и учителям тяжело,дети отвлекаются на то что преподают другим детям. Меня интересует законность принятия такого решения. Респ.Дагестан, Шамильский район,село Тлянуб

    1. Добрый день, Патимат! В порядке информации приводим выдержку из п. 10.15.СанПиН 2.4.2.2821-10:
      В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
      При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице:
      (Классы, объединяемые в класс-комплект):Количество обучающихся в классе-комплекте:
      (1 + 3): 8 — 10 чел; (1 + 2):8 — 10 чел; (1 + 4):8 — 10 чел; (2 + 3):10 — 12 чел; (2 + 4): 10 — 15 чел; (3 + 4):10 — 15чел.
      Выводы можете сделать самостоятельно.

  7. В нашей школе (это С-Пб,Приморский р-он,шк 253) после успешной сдачи ОГЭ,детей,которые не проходили по «рейтингу» школы,пытались «убрать» из школы,морально давя на то,что ребенок не справится и пр.пр.
    Заявлений в 10ый класс было 55.
    Не знаю.по каким причинам нельзя было сделать два полноценных десятых класса и не трепать детям и родителям нервы.В итоге 13 человек заявления забрали.И теперь в школе один десятый класс,в котором 42 ученика.
    Не понимаю,как при таком кол-ве детей,возможно качественное образование.
    Что делать,куда жаловаться?

    1. Добрый день, Светлана! Вам следует обратиться в Роспотребнадзор. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10, количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
      Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: — не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий; — не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
      Относительно комплектования 10 классов, то для профильных классов существуют определенные тр6ебования, а для тех, кто не желает идти в них, создаются непрофильные (универсальные) классы. У тех, кого не приняли в школу, есть право обратиться в прокуратуру на нарушение конституционного права ребенка на образование.

    1. Добрый день, Зарема! СанПиН 2.4.2.2821-10 минимум наполняемости классов не регламентирует. Вопрос решается на уровне органа управления образованием.

  8. Здравствуйте! Скажите какая минимальная наполняемость должна быть в классе для детей с ЗПР (вариант 7.2) и какой документ это регламентирует.

    1. Добрый день, Людмила! Согласно приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. Согласно СанПин 2.4.2.3286-15 не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии при общая наполняемости класса — не более 25 обучающихся.

  9. Здравствуйте! Правомерно ли, что Роспотребнадзор считает площадь на одного ребенка так: площадь конкретного кабинета делится на количество детей за классным руководителем которого кабинет закреплен. Непонятен такой подсчет, так как при ведении занятий дети ходят по разным кабинетам. Площадь у всех кабинетов разная, наполняемость классов тоже разная. Есть кабинеты английского, там занимаются по группам.

    1. Добрый день, Наталья! Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
      — не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
      — не менее — 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
      Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

  10. Что делать если ребенка не берут в первый класс? Хотя по прописке он проходит. Объясняя это нехваткой мест. Выдали бумагу с печатью и подписью директора об отказе в приемке. Куда жаловаться и поможет ли это?

    1. Добрый день, Владимир! Вам необходимо обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа. Там вам обязаны помочь. В противном случае — обращайтесь в прокуратуру о нарушении прав ребенка на образование.

  11. Добрый вечер.Хотела перевести ребёнка в другую школу,территориально подходим,но нам отказали,сказав,что не хватает мест.Что можно сделать в данной ситуации?

    1. Добрый день, Мария! Формально школа права: в соответствии с ФЗ об образовании школа может отказать в приеме только при отсутствии свободных мест. В этом случае родителям надо обратиться в орган управления образованием.

  12. Здравствуйте! В нашей школе на данный момент два первых класса. Один из которых кадетский. В кадетском 24 ребёнка, в обычном 11. По окончании этого учебного года два ребёнка переводятся в другую школу (по одному из класса). В связи с этим директор школы принял решение об объединении классов. В итоге получится класс из 33 человек. Можем ли мы, родители, настаивать о сохранении двух классов? Ведь по Приказу от 30.09.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» в классе должно быть 25 детей.

    1. Добрый день, Алия! Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями и дополнениями расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
      — не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
      — не менее — 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
      Если эта норма нарушена, вы вправе обратиться в Роспотребнадзор.

  13. Добрый день! В нашей сельской школе объединили все классы, не только классы начальной школы, сгруппировав их по 2-3 класса на уроке, а также, уменьшили количество часов обучения по некоторым предметам. Так, например, в 5 классе урок истории — 1 раз в неделю (вместо 2-х), при объединении с 6-м классом.
    Компенсировать (частично) потерю часов учителям директор планирует за счёт таких уроков, как ОБЖ, технология, музыка и т.п., фактически удалив их из программы обучения детей.
    Подскажите, пожалуйста, на какие нормативные документы ссылаться при написании писем о нарушениях, и в какие инстанции обращаться.

    1. Добрый день, Светлана! Учебный план не может формироваться произвольно, ибо в вашем случае не могут быть обеспечены требования ФГОС. норматиыными документами являются ФЗ «об образовании в РФ», ФГОС НОО, приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Вам следует обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа, либо региональный орган управления образованием, либо прокуратуру в соответствии сч.7 ст.28 ФЗ об образовании.

  14. Здравствуйте! У нас в школе объединили 2-4 кл. 14 уч-ся , а 1и3 кл. тоже 14 уч-ся не объединили.Почему и на каком основании.

  15. Добрый день! У нас в школе было 6 первых классов, один из них профильный (18 человек). К концу первой четверти ушла учитель профильного класса и директор тут же решила его расформировать и добавить в другие классы (объявила через неделю после ухода учителя, что нового не нашли. ну это неудивительно за неделю). В результате сейчас не только не будет выполняться программа профильного класса, для которой закупали оборудование и т.п., но и в классах будет по 32-35 человек, что в первом классе практически не дает возможность уделять внимание каждому ученику.
    Куда можно обратиться и какие нормативные акты нарушает директор, фактически сознательно ухудшая и так нарушение СанПин по норме площади на человека (32*2,5=80 кв.м.) Понятно, что таких классных комнат попросту не существует

    1. Добрый день, Маргарита! Советуем обратиться в Роспотребнадзор. Нормативный документ — СанПиН 2.4.2.2821-10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *