Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно – подушевое финансирование образовательных организаций вводится  во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником. Это означает, что образовательная организации  получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет  себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ – получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств.

Считается, что  подушевое  финансирование  автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.

Кто и каким образом  устанавливает подушевой норматив?

Напомним, что в соответствии с  ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяют  нормативные затраты на  обучение одного ученика  органы государственной власти субъектов Российской Федерации;  на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее  бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее – Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Для родителей этот документ особо важен, ибо он позволяет понять на что, например,  школа получает деньги, а на что нет. 

Подушевой норматив для общеобразовательных организаций

Общими требованиями установлено, что   нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника  по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями. 

Подушевой  норматив для организаций дополнительного образования

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:

  • форм обучения;
  • федеральных государственных требований (при их наличии);
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).

Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Подушевой  норматив для организаций дошкольного образования

При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

Подушевой норматив для малокомплектных и сельских образовательных организаций

Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Примечание. Согласно закону об образовании к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Что входит в нормативные затраты

Согласно Общим требованиям нормативные затраты включают в себя:

–  затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников;

затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал;

затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты;

затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;

затраты, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

затраты на общехозяйственные нужды, в том числе на оплату услуг связи, включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети “Интернет“, транспортных услуг, коммунальных услуг, на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации, а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

В документе отмечено, что определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (при их наличии). При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

Как показывает практика применения подушевого финансирования общеобразовательных организаций, в этом вопросе не все так однозначно.

Так эксперты ОНФ, промониторив ситуацию с переходом ряда организаций  на НПФ, пришли к таким  выводам:

– механизм финансирования социальных объектов в зависимости от количества учащихся или прикрепленных пациентов должен быть более гибким. В противном случае его применение будет не улучшать, а ухудшать состояние бюджетной сферы;

– прямой зависимости между увеличением финансирования бюджетных организаций и повышением их эффективности в результате применения механизма НПФ не наблюдается;

– механизм НПФ не всегда позволяет бюджетным организациям оперативно решать проблемы финансирования насущных потребностей. По данным Счетной палаты, субъекты РФ уменьшают или не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив финансирования за счет собственных бюджетов субъектов.

В «Учительской газете» от 25 января 2016 года » (http://ug.ru/insight/547)   опубликовано «Открытое письмо Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову, или Почему в стране не работает нормативно-подушевое финансирование?».  В нем авторы письма – директор и педколлектив школы №4 города Нелидово Тверской области обращаются к Министру с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию с финансированием школ и оплатой труда в стране и «ответить на вопрос: какая же система финансирования образовательных организаций действует в нашей стране и является ли нормативно-подушевое финансирование основой в финансовой политике системы образования и обязательным для образовательных организаций? Либо руководитель муниципалитета вправе по своему усмотрению улучшать финансовое состояние одних школ и ухудшать других? Как можно повлиять на решения чиновников?». При этом авторы письма утверждают, что «принятая в стране система не работает, и мы находимся в ситуации, когда местный начальник по своему усмотрению может к любой школе применить поправочный коэффициент, серьезно уменьшая финансирование».

При подготовке использованы материалы источников:

приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2015 г. №1040

http://www.rg.ru/2015/10/28/detsad-site.html

http://onf.ru/2015/12/25/eksperty-onf-normativno-podushevoe-finansirovanie-shkol-i-bolnic-dolzhno-byt/

http://sociosphera.com/publication/conference/2013/169/normativnopodushevoe_finansirovanie_obrazovatelnyh_uchrezhdenij_opyt_i_problemy/

http://ug.ru/insight/547

P.S.Выступая на  съезде партии «Единая Россия», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил усилить контроль за бюджетом в сфере образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он также отметил, что в бюджет заложен необходимый объем средств для выплаты зарплат педагогам, и никаких перебоев не намечается (http://www.eduhelp.info/).

Также в блоге по теме

Минобрнауки: школьные поборы недопустимы

18 комментариев к “Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет”

  1. Спасибо за пост!
    У вас всё просто и толково написано.
    Но если зайти на сайт школы и посмотреть этот самый отчёт от финансово-хозяйственной деятельности, то там сам чёрт ногу сломит! Человек, несведущий в финансовых документах, ни за что не найдёт там размер подушевого финансирования. Я пробовал – не получилось.
    Может подскажете, какую именно статью и в каком разделе этого документа смотреть?

    Ответить
  2. Да-а, расписано красиво, и вроде бы понятным языком. Жаль, нет ни одного примера с цифрами: КАКОВА ЖЕ сумма НПФ? Хотя бы в паре регионов России?
    Хорошо понимаю авторов письма министру, и согласен с выводами экспертов ОНФ: подушевое финансирование НЕ ПРИВЕЛО – а в нынешних условиях и не может привести – к повышению качества образования! Это лишь добавляет проблем администрации школ, и открывает новые лазейки для околообразовательных чиновников.
    Лично мое мнение: финансирование школ должно быть адресным, с перечислением денег из министерства на счет конкретной школы, а не через длинную цепочку “посредников”. А взносы местных бюджетов должны перечисляться в минобр – тогда значительная их часть не будет растекаться по сомнительным договорам и счетам аффилированных с местными департаментами фирмочек!
    ..По поводу расходов на текущий ремонт – просто смешно читать: жена который год сама красит, чистит, моет.. с моей помощью, конечно, и даже краску иногда выделяют))). Это что – входит в работу учителя?
    В конечном итоге, НПФ – это способ снизить расходы, при возрастающей нагрузке, и ухудшении качества обучения: большие классы, обучение совместно здоровых детей, и с отставанием в развитии (законодательство требует!) и т.д.
    Говорить о проблемах можно долго. Вопрос ведь не в этом. Вопрос – КОМУ ЭТО ВСЁ ВЫГОДНО? Как бы хотелось узнать… )))

    Ответить
  3. В конечном итоге, НПФ — это способ снизить расходы, при возрастающей нагрузке, и ухудшении качества обучения: большие классы, обучение совместно здоровых детей и с отставанием в развитии (законодательство требует!) и т.д

    Ответить
  4. Здравствуйте подскажите как должны оплачивать работу учителя в малокомплектных и сельских образовательных организации школе если в ней 30 учеников ?? может ли учитель получать 1-3 тыс рублей ?

    Ответить
    • Добрый день, ИРина! Вопросы оплаты труда относятся к компетенции органа власти субъекта Федерации. Советуем зайти на его сайт или сайт органа управления образованием.

      Ответить
  5. Здравствуйте! Как должны оплачивать учителям немецкого языка?
    1.Если количество обучающихся в группах ежегодно уменьшается не по нашей вине? Разница в зарплате между учителями немецкого и английского языков от 5-6 тыс., за одинаковое количество часов.
    2.Если класс не делится

    Ответить
    • Добрый день, Сусанна! Вопросы оплаты труда педработников, относятся к компетенции органа власти субъекта РФ и регулируется ее нормативным документом. Советуем зайти на ее сайт или сайт органа управления образованием и поикать этот документ. На сайте Менеджер образования можно почитать статью “Как рассчитать зарплату учителя в 2018 году” по ссылке:
      https://www.menobr.ru/article/65482-kak-rasschitat-zarplatu-uchitelya-v-2018-godu

      Ответить
    • Добрый день, Евгения! Советуем обратиться в местный орган управления образованием.

      Ответить
  6. Здравствуйте. В нашей школе не в первый раз обваливается потолок. Считаю, что находится ребёнку в такой школе небезопасно. Хочу перевести ребёнка на домашнее обучение, но это очень дорого. Я как – нибудь могу просить в минобре “подушевое” деньги?

    Ответить
    • Добрый день, Дарья! Если речь идет об обучении в семейной форме, то вопрос компенсации затрат на СО относится к компетенции органов власти субъекта РФ. Советуем обратиться в орган управления образованием.

      Ответить
  7. Добрый день! А музыкальная школа также получает НПФ и расходы по таким же статьям?

    Ответить
  8. За музыкальную школу, которая является бюджетным муниципальным учреждением родители платят деньги, это нормальная практика или противоречит законодательству?

    Ответить
    • Добрый день, Антонина! Если учредителем школы является муниципалитет, то он и осуществляет её финансовое обеспечение. Советуем обратиться на сайт муниципалитета.

      Ответить
  9. Здравствуйте!В нашей школе 120 детей. Из-за НПФ в нашей школе в АУП входит только директор, а учителям возложили обязанности замов (и то по 0,5 ставки). И сказали экономисты, что при таком количестве детей не долно быть в школе ни замов, ни директора. Так ли это? И где можно прочитать тот документ, который описывает какие должности должны быть при определенном количестве детей? Спасибо.

    Ответить

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ