Утверждены правила выявления одаренных детей

Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо только вовремя дать ему проявиться и предоставить возможность для развития. Постановлением правительства РФ от 17 ноября 2015 г.  №  1239  (далее – Постановление) утверждены Правила выявления детей, проявивших  выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга  их дальнейшего развития (далее – Правила). Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.

Как и кем выявляются одаренные дети

Согласно Правилам выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее – мероприятия).

Выявлением одарённых детей занимаются федеральные государственные органы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные и другие организации.

На основании перечней соответствующих мероприятий, представленных заинтересованными федеральными государственными органами,  Минобрнауки России формирует  Перечень мероприятий на очередной учебный год и публикует его на своём официальном сайте.

Ежегодно до 20 июля по итогам проведения мероприятий, включенных в Перечень, их организаторы направляют информацию об одаренных детях, являющихся победителями и призерами указанных мероприятий (далее – одаренные дети), оператору – организации, определенной в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,  а также руководителям организаций, в которых обучаются эти дети,  для формирования их портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения.

На основании полученной информации, оператор формирует обобщенные сведения об одаренных детях  и до 1 августа текущего года размещает их в государственном информационном ресурсе об одаренных детях.

Формы поддержки и сопровождения одарённых детей

Правилами определено, что организаторами мероприятий при участии образовательных организаций, в которых учатся одаренные дети, осуществляется их поддержка и сопровождение развития, включающие:

  • обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
  • профессиональную ориентацию одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
  • содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
  • психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
  • иные формы, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Установлено, что оператор, в частности, осуществляет:

  • разработку типовых образовательных программ для одаренных детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • организацию обучения одаренных детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, а также их сопровождение;
  • организацию и проведение особо значимых мероприятий, в том числе в дистанционной форме;
  • информирование общественности о результатах работы с одаренными детьми;
  • разработку методического обеспечения для органов государственной власти субъектов РФ.

Как осуществляется контроль

Мониторинг развития одарённых детей проводится оператором с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам. Ввод в промышленную эксплуатацию региональных сегментов этой межведомственной системы запланирован на октябрь 2016 года, а федерального сегмента – на декабрь 2016 года.

Справочно. Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста (Википедия). Их способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.

Существуют две крайние точки зрения:

  • все дети являются одаренными;
  • одаренные дети встречаются крайне редко.

Среди современных концепций одаренности самой популярной считается теория американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли, который считает, что одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

P.S. Следует  учитывать и тот факт, что одаренность не ограничивается рамками олимпиад. Есть гениальные дети, которые не участвуют в них или не становятся первыми по каким-то формальным причинам. Поэтому  школам не следует оставлять без сопровождения и таких детей.

Как считают специалисты, оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения.

Главное, что должны преследовать родители в воспитании одаренного ребенка, – это не загубить талант, при этом, не забывая о том, что они воспитывают в первую очередь ребенка, а уж потом гения. Такой ребенок, как и все дети, также нуждается в полноценном детстве. От того, какое будет у него детство, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь.

Источник:

http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf

Оставьте комментарий