Школьная форма: проблемы и их решение

Перед началом учебного года родители школьников теперь обеспечивают своих детей не только  традиционными канцтоварами и учебниками, но и  школьной формой. Введение школьной формы преследует такие цели как: обеспечение обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранение признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждение возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепление общего имиджа образовательной организации, формирование школьной идентичности.

Правовые основания

Обязательность ношения школьной формы определена Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации“. Образец  типовых требований (так называемый Модельный акт) представлен в письме Минобрнауки России  от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 “Об установлении требований к одежде обучающихся“.

В соответствии со статьей 38  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании),  изложенной в  новой редакции на основании Федерального закона от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ:

  1. Субъект Российской Федерации устанавливает типовые требования к школьной форме, которые будут действовать на территории конкретного региона;
  2. Государственные и муниципальные общеобразовательные организации в соответствии с этими требованиями своим локальным актом определяют требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей.

Локальный нормативный акт общеобразовательной организации (приказ, “Положение о школьной форме”) принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии). Вопросы введения школьной формы также должны быть отражены и в уставе общеобразовательной организации.

Школьная форма, так же как и любой другой вид детской одежды, должна соответствовать гигиеническим нормам, которые изложены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПиН) 2.4.2 1178-02 «Забота о здоровье и гигиене обучающихся» и 2.4.7/1.1.1286—03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых».

Проблемы и их решение

Несмотря на то, что работа по введению школьной формы начата была в прошлом году,  остается еще много проблемных вопросов.

О компенсации стоимости школьной формы

Школьник должен иметь форму нескольких видов: повседневную, парадную, спортивную, а в ряде случаев еще и для занятий на уроках труда. Все это стоит недешево, а для малообеспеченных и многодетных семей – практически не под силу.

Согласно п.3 ст.38 Закона об образовании обеспечение обучающихся одеждой  в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Т.о., решение вопроса о компенсации отнесено  к компетенции регионального органа власти. Как правило, в  большинстве регионов такие вопросы урегулированы.

В зависимости от конкретной территории обратиться за получением субсидии можно либо в муниципальные органы власти, либо в МФЦ, либо непосредственно в школу, написав соответствующее заявление.

Если  родители против школьной формы

Как сказано в ст. 38 Закона об образовании локальный акт о школьной форме должен приниматься с учетом мнения учеников и их родителей, интересы которых должны представлять совет обучающихся и совет родителей. Кроме того, при утверждении образца школьной формы в обязательном порядке учитывается материальное положение многодетных и малообеспеченных семей. Если в школе есть профсоюз учителей или иной представительный орган ее работников, то учитывается и его позиция. Решение принимается большинством, поэтому меньшинству придется выполнять решение.

А если большинство родителей против введения школьной формы?  В этом случае, как советуют юристы, им следует это закрепить документально и уведомить администрацию общеобразовательной организации. Если отрицательное мнение родительского комитета о школьной форме будет проигнорировано, и требования к одежде, с которыми не согласны родители, все же будут установлены, то защищать свои права родители могут следующим образом:

1.Обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров. Если получится достичь консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта.

2.Обратиться с жалобой на действия школы в муниципальный орган управления образованием либо региональный орган управления образованием или же в Рособрнадзор. Можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.

О неправомерности удаления с уроков (не допуск в школу) обучающихся , пришедших не в школьной форме

Закон об образовании не ставит право на получение образования в зависимость от того, как одет ребенок. Удаление обучающегося с уроков является нарушением его права на образование. Если обязательность школьной формы закреплена в уставе школы или локальном акте, требования которых обязательны к исполнению, то в соответствии с приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. N 185 г. “Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания”  к обучающемуся могут быть применены только такие дисциплинарные взыскания  как замечание, выговор, исключение из школы. Такого наказания, как удаление с уроков,  документом  не предусмотрено. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к дошкольникам, обучающимся начальных классов, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

К стати, прокуратура практически всегда становится на сторону прав школьников, нежелающих носить школьную форму.

О приобретении школьной  формы у  конкретного поставщика, производителя

Проблемы между родителями и общеобразовательной организацией возникают и в том случае, когда  родителям настоятельно рекомендуют приобретать  школьную форму у конкретного поставщика или производителя.

Если исходить из законодательства, то такое требование школьной администрации является  недопустимым. Общеобразовательная организация может потребовать купить ребенку одежду определенной цветовой гаммы или фасона, но не вправе отправлять родителей в магазин или пошивочную мастерскую конкретного бренда поставщиков, даже если в субъекте РФ ведется реестр школьной формы. В противном случае действия школы будут противоречить Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Кстати, некоторые субъекты РФ закрепили подобный запрет на такие действия в региональном законодательстве.

Как заявила Ольга Тимофеева, член фракции «Единая Россия»: «Но никто не вправе заставить купить ту или иную одежду для школьника в том или ином ателье…Мы обращаемся ко всем губернаторам, к главам городов, ко всем родителям: если вы видите перегибы, когда детей заставляют носить конкретную школьную форму и покупать ее у конкретного производителя, — реагируйте на это» (http://www.ntv.ru/novosti/984896/?fb#ixzz3gRyiteRc).

При желании родители  могут пошить форму сами. Закон об образовании и Модельный акт этого не запрещают – главное, чтобы она соответствовала тем стандартам, которые установила школа.

Как отмечает Роспотребнадзор, ткани, из которых шьют форму, должны обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, влагопоглощением, теплозащитностью и др.

В повседневной практике с введением школьной формы возникает немало и других проблем, но все они должны решаться только в рамках действующего законодательства.

Историческая справка

Появление формы в общеобразовательных школах  России относится к 1834 году. Она была введена российским императором  Николаем I, и с небольшими видоизменениями просуществовала до революции. Для мальчиков школьная форма представляла собой полувоенную одежду – гимнастёрка, брюки, шинель и фуражка, ремень. На фуражке и бляхе ремня были буквы и цифры, определявшие принадлежность ученика к тому или иному учебному заведению. Форма девочек представляла строгие тёмные платья, украшавшиеся чёрными и белыми фартуками. Старшие гимназистки носили  отличавшиеся от других белые платья. За порядком ношения формы был установлен строжайший контроль, а нарушителей карали за провинности.

В 1918 году школьную форму отменили и вернулись к ней в СССР только в 1948 году.  Советские школьники оделись фактически в форму царских гимназистов с небольшими изменениями. Полувоенный вариант был заменён в 1962 году, когда из формы мальчиков ушли ремни и фуражки. На смену пришёл полушерстяной костюм гражданского типа со школьной эмблемой на рукаве. Форма девочек практически не претерпела изменений. Полная отмена школьной формы в современной России произошла  в 1994 году.

Источники:

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации

Письмо Минобрнауки России  от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 “Об установлении требований к одежде обучающихся

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации

http://www.aif.ru/society/education/42108

http://www.ntv.ru/novosti/984896/?fb#ixzz3gRyiteRc

Также статьи по теме в блоге:

И снова о школьной форме

Школьная форма возвращается

Закон о школьной форме

Оставьте комментарий