ЕГЭ – 15 лет в работе

Завершился ЕГЭ 2015. Выпускникам школ вручены аттестаты. Идет прием в профессиональные образовательные организации. Подводятся  итоги и определяются перспективы дальнейшего развития ЕГЭ. Этот год для ЕГЭ особенный –  исполнилось 15 лет, как впервые выпускники школ России начали сдавать выпускные экзамены в формате ЕГЭ. Сначала это были пилотные регионы, а потом ЕГЭ заработал в штатном режиме.   Быть или не быть ЕГЭ – споры не утихают до сих  пор. Вместе с тем эксперты круглого стола “15 лет ЕГЭ в России: основные уроки и новые вызовы на старте приемной кампании”, обсуждая 15-летие ЕГЭ, сошлись во мнении, что ЕГЭ стал “эффективным и прозрачным инструментом, позволяющим снять объективный срез успеваемости и подать документы в вуз”.

Инициатором введения ЕГЭ в России был тогдашний министр образования Владимир Филиппов. ЕГЭ у нас вводился, чтобы повысить объективность оценки знаний выпускников и дать возможность школьникам из глубинки поступить в престижные вузы. Последнее практически удалось на 100%. Единый государственный экзамен открыл дорогу для поступления в ведущие столичные вузы тем выпускникам, которые раньше не имели такой возможности, заявил присутствующий на конференции научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. По его словам, многие из них поступили сразу в несколько вузов и теперь могут выбирать, где учиться – в МГУ, ВШЭ или Плехановском.

Что касается выполнения первой задачи, то введение ЕГЭ несколько изменило мотивацию школьников и их родителей: преобладать стало стремление получить   высокий балл, чтобы уверенно поступить в вуз. И тут стали работать различные схемы: от легальных – курсы, репетиторы по подготовке к ЕГЭ, до коррупционных: шпаргалки, подготовленные специалистами, покупка ответов КИМ, использование гаджетов, ЕГЭ-туризм и многое другое. ЕГЭ стали потрясать скандалы, вузы стали жаловаться на слабую подготовку отдельных высокобалльников. Все это стало основанием для существенных изменений в ЕГЭ.

За прошедшие 15 лет изменилось очень многое.   Значительные изменения претерпела экзаменационная модель КИМ. Например, к 2015 году из них были исключены задания с выбором ответа, сократилось общее количество заданий, соответственно уменьшилось максимальное количество первичных баллов. Задания с развернутым ответом не изменились, но относительный вес баллов, полученных за их выполнение, увеличился за счет сокращения общего количества заданий в варианте. ЕГЭ по математике разделился на базовый и профильный уровни. Введено итоговое сочинение по литературе как допуск к экзамену, как дополнительный источник баллов при поступлении в вуз. По иностранному языку в этом году сдавали устную часть и т.д.

Существенно ужесточился контроль. Теперь все ППЭ оборудованы металлодетекторами, во всех  аудиториях  установлены видеокамеры, позволяющие на специальных интернет-порталах вести онлайн-трансляцию, во время экзамена включаются «глушилки». За экзаменами следят тысячи наблюдателей. Кроме того, ход проведения ЕГЭ контролируют и  главы регионов.

Итоги ЕГЭ 2015

По оценкам Рособрнадзора ЕГЭ 2015 прошел без  серьезных нарушений. Несмотря на то, что выпускникам пришлось отказаться от шпаргалок и всевозможных технических устройств, результаты экзаменов практически по всем дисциплинам оказались лучше прошлогодних.

В этом году ЕГЭ сдавали 730 тысяч человек, основная часть которых это выпускники 2015 года. По предварительным итогам с ЕГЭ справилось их абсолютное большинство.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе встречи с вице-премьерами заявил, что экзаменационная кампания этого года прошла штатно, серьезных нарушений не было. Для этого был разработан целый ряд новых мер – усилена информационная безопасность, пункты проведения экзаменов оборудованы специальной аппаратурой, за ходом ЕГЭ следили наблюдатели, работала онлайн-трансляция.

По предварительным данным средний бал по обязательной для всех базовой математике составил 3,95 по пятибальной шкале, показатель по профильной математике, необходимой тем, кто сдает этот предмет при поступлении вырос более чем на три балла по сравнению с прошлым годом.

Средний тестовый балл по русскому языку  составил 65,8, что на 3,3 выше, чем в 2014 году, а число учеников, набравших от 80 до 100 баллов, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 5%.

Значительно выше стали и средние тестовые баллы по литературе, обществознанию, русскому языку, физике, химии. Так средний тестовый балл по обществознанию составил 56,65, что на три с небольшим балла выше, чем в 2014 году – 53,25. Средний тестовый балл по химии составил 57,04, что почти на два балла выше, чем в прошлом году, когда он был 55,3. Повысился  средний тестовый балл  ЕГЭ по физике составил 51,1 (45,7 – в прошлом году). Средний тестовый балл по истории составил 47,14. Это на полбалла выше прошлогоднего результата (46,35).Средний тестовый балл по иностранным языкам в 2015 году составил: английский – 64,04 (61,64 в 2014 году), немецкий – 61,69 (54,57 в 2014 году), французский – 73,05 (69,56 в 2014 году), испанский – 76,65 (71,97 в 2014 году).

Ниже прошлогоднего уровня оказался средний тестовый балл по биологии – на балл с небольшим (53,63, а было 54,83) и  по информатике и ИКТ – почти на четыре балла (53,99, а было 57,79).

Вице-премьер Ольга Голодец считает,что повысить средний балл на ЕГЭ практически по всем предметам в 2015 году позволила переподготовка учителей, проведенная после экзаменационной кампании прошлого года.

«Она была нацелена на слабые школы, на те регионы, в которых уровень образования существенно отличается от среднего по России. Именно туда были брошены все силы, и в этом году это дало свой результат”, – сказала Голодец.

 Что дальше?

В своем сообщении представителям прессы глава Минобрнауки Дмитирий Ливанов рассказал, что после введения «говорения» в единый государственный экзамен по иностранным языкам рассматривается вопрос о добавлении в ЕГЭ по литературе и истории устной части, что позволит получить более объективные результаты о знаниях выпускников. Школьники смогут продемонстрировать свои знания не только письменно, но и ответить на некоторые вопросы устно.

“Я считаю, что и экзамен по истории, и по литературе может включать устный компонент, но это, конечно, требует обсуждения с профессиональным сообществом, так как первостепенная задача ЕГЭ — объективная оценка учебных достижений выпускников школ. Поэтому, в зависимости от той степени объективности, которую удастся сохранить при введении устной части, мы будем ее вводить”, — сказал Ливанов.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова считает, что правильное участие в процедуре ЕГЭ – элемент правовой культуры, и нужно просто в школе поработать над тем, чтобы ребенка не смущал бланк ответов. Она также отметила, что большого количества заданий открытого банка заданий, которые периодически входят в КИМ текущего года, в банке не планируется публиковать: если ребенок выполнит уже размещенные задания, 100 баллов ему обеспечены. Она помечтала о том времени, когда ЕГЭ будет работать на учителя и  на его методики.

Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ), предположил, что в ближайшие годы будут развиваться компьютерные виды тестирования и Центры приема экзаменов круглый год. При этом он считает, что актуальным будет вопрос признания в России крупных международных систем оценки качества образования (например, кембриджского экзамена).

“Хочу, чтобы все понимали: мы не будем отказываться от Единого госэкзамена. Потому что весь мир использует именно такие тесты, а когда нас убеждают вернуться к прежним вариантам сдачи экзаменационных испытаний, это прошлый век, это анахронизм», – отметил Председатель правительства РФ  Дмитрий Медведев.

«Все решения, касающиеся экзамена следующего года, в том числе изменения пороговых значений, будут приняты в августе», – сказал министр образования Д. Ливанов.

При подготовке использованы материалы интернет-ресурсов:

http://obrnadzor.gov.ru/

РИА Новости

http://ria.ru/abitura_rus/20150622/1080253183.html#ixzz3drSylSrF

http://www.rg.ru/2015/06/23/matematika-anons.html

http://www.eduhelp.info/

http://pedsovet.org/news/

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&

Доклад “Первая независимая антикоррупционная экспертиза ЕГЭ”

 

Оставьте комментарий