Профориентация школьников по-пензенски

Вопрос о профориентации молодежи всегда остро встает тогда, когда государство начинает ощущать кадровый голод. Так сложилось  и сейчас в России: необходимо развивать промышленное производство и сельское хозяйство, а нужного числа соответствующих квалифицированных рабочих  и инженерно-технических специалистов не оказалось – все больше юристы, менеджеры, рекламщики, бухгалтеры, экономисты.

Сопредседатель общественного совета при Минобрнауки, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург отметил, что в Концепции профориентации молодежи до 2025 года, которую планируют разрабатывать  Минобрнауки совместно с Минтруда и Росмолодежью, может быть использован уже существующий опыт профориентации школьников.

Доверенное лицо президента РФ Владимира Путина, профессор Валентина Иванова на встрече с губернатором Пензенской области В.К.Бочкаревом во время проведения в городе Пензе педагогического форума ОНФ в октябре 2014 года отметила, что Пензенская область является примером того, как эффективно можно реализовать новые образовательные идеи в практической плоскости, что  в области есть практики, которые транслируются ОНФ в другие субъекты Федерации.

Например, в Пензенской области разработана и осуществляется Концепция развития предпринимательства, в рамках которой реализуется ряд региональных профориетнационных проектов, в том числе:

  • «Обучение через предпринимательство»;
  • «Развитие промышленного туризма в образовательных учреждениях Пензенской области» («ПРОМТУР»);
  • фестивали и мастер-классы учителей технического труда;
  • конкурсы: «Конкурс бизнес-проектов обучающихся образовательных организаций Пензенской области», «Проект карьеры. Стиль ТЕХНО», «Лучший педагог-предприниматель Пензенской области”;
  • научно-практические конференции школьников “Старт в науку”;
  • ежегодные областные  выставки вакансий «Территория профессионалов”.

В областном центре – городе Пензе  сохранили Межшкольный учебно-производственный комбинат. В настоящее время – это «Центр технологического обучения», имеющий современную инфраструктуру и оборудование. В его стенах старшеклассники получают азы рабочих профессий. На базе действовавших ранее учреждений начального и среднего профессионального образования созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций. Талантливые дети обучаются в «Губернаторском лицей-интернате для одаренных детей».  В сельских районах возрождаются лагеря труда и отдыха, ученические производственные бригады. Пензенская молодежь  получила в свое распоряжение прекрасный Дом молодежи.

В основе профориетационной работы  в общеобразовательных организациях Пензы – технологическое образование, которое реализуется в рамках городской Концепции технологического образования, определившей приоритетные направления, способствующие развитию технологического мышления школьников, способности к продуктивному поиску и использованию информации для решения практических задач развития технологического образования школьников – «Семь шагов в будущее».

На базе Центра технологического обучения старшеклассники получают навыки рабочих профессий,  проводятся  конкурсы и различные профориентационные мероприятия.

В составе нескольких  общеобразовательных организаций созданы Инженерно-технические школы.

Во всех общеобразовательных учреждениях города на разных ступенях обучения  и  в  разных формах реализуется курс «Основы предпринимательства», который  изучается либо как самостоятельный предмет регионального компонента  или компонента образовательного учреждения (факультатив, электив,  курс по выбору, кружок), либо   интегрирован (как модуль) с другим предметом или изучается в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

В ходе реализации проекта развития промышленного туризма в общеобразовательных учреждениях школьники посещают промышленные предприятия, производственные площадки, предприятия малого бизнеса. Цель таких экскурсий – познакомиться с миром профессий, получить целостное представление о технологическом цикле изготовления готовой продукции. При этом предварительно проводится мониторинг экономической деятельности предприятий и учреждений, согласуются вопросы о возможности посещения школьниками этих предприятий и направления дальнейшей совместной работы. Посещения осуществляются в соответствии с графиком, утвержденным управлением образования.

При организации профориетационной работы важно обеспечить взаимодействие школы, учреждений среднего и высшего профессионального образования и производства. Например, школа №18 на договорной основе взаимодействует с 3 вузами Пензы – ПГУ, ПензГТУ, ПГУАС, с заочной школой материаловедения Национального исследовательского технологического университета “МИСиС”, с социально-образовательным центром  «Шаг в будущее», Центром технологического обучения, Технопарками и Бизнес- инкубаторами, предприятием ОАО «Пензтяжпромарматура». Уроки технологии на профильном уровне по направлению «Специальная технологическая подготовка» проводятся преподавателями ПГУ факультета «Машиностроение и транспорт». На базе ПензГТУ  работает стажировочная площадка «Современные технологии в проектной деятельности».

В сфере образования города получили распространение и такие формы как:

  • научно- практические конференции и форумы технологического образования школьников;
  • мастер-классы для будущих инженеров;
  • конкурсы «Поколение ТЕХНО – Городу и миру» и «Проект карьеры. Стиль ТЕХНО»;
  • профильные сборы и лагерные смены.

Для проведения профориетационной работы конечно необходимы квалифицированные педагогические кадры. Их подготовка осуществляется как  на базе регионального института развития, так и в форме семинаров-практикумов, форумов и профессиональных конкурсов учителей технологии, консультационных центров на базе образовательных организаций города. В помощь педагогам  издаются методические рекомендации по отдельным направлениям профориентационной работы со школьниками.

В Пензе ведется работа по созданию школы инженерного предпринимательства. Предполагается, что это будет общеобразовательная школа полного дня в составе   5 -11 классов. Помимо общеобразовательных предметов школьники будут получать знания, формирующие предпринимательские компетенции. В качестве преподавателей кроме предметников также  будут ведущие предприниматели Пензенской области. В школе будут работать художественная  студия, агроплощадка, коммунальное роботостроение, деревообрабатывающая и металлообрабатывающая мастерские, музей науки, группа ландшафтного дизайна, драматический кружок.

Источник: http://minobr-penza.ru/

http://www.guoedu.ru/

http://nmc-penza.org/

http://www.penza-press.ru/kultura-i-obrazovanie

http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/

http://www.penza-press.ru/kultura-i-obrazovanie

 

Оставьте комментарий