Оптимизация системы образования – желаемое и действительное

На сайте Счетной палаты РФ опубликованы  результаты проверок оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания, проведенных в плановом порядке в 2013-2014 гг. в Ярославской, Вологодской, Астраханской, Ростовской,  Самарской, Пензенской, Челябинской областях, Республике Башкортостан, Забайкальском крае, которые были рассмотрены на заседании  коллегии Счетной палаты.

В целом было отмечено, что на федеральном уровне подготовлена вся нормативная правовая база, разработаны перечни целевых показателей (нормативов) оптимизации государственных и муниципальных организаций,  с регионами заключены  Соглашения. В свою очередь все регионы утвердили региональные «дорожные карты». По итогам 2014 г. заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла по сравнению с 2013 г. : у врачей – на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала – на 2,2 тыс. рублей, младшего медицинского персонала – на 1,8 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 2,2 тыс. рублей, педагогических работников общего образования – на 2,5 тыс. рублей, преподавателей высшего профессионального образования – на 6,8 тыс. рублей, социальных работников – на 3,5 тыс. рублей, работников учреждений культуры – на 2,8 тыс. рублей.

Вместе с тем было отмечено, что проведенные в ходе оптимизации в 2013/20014 году мероприятия включали в себя только меры по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению  численности работников.

С докладом об оптимизации в сфере образования  на коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. Из его доклада можно сделать вывод, что оптимизация системы образования не привела к улучшению результатов деятельности образовательных организаций, повышению качества образования и доступности образовательных услуг.

Так, было отмечено, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Например, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Однако, за 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать  3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%, в т.ч.  организаций дошкольного образования – на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – на 14,7 %.

В результате оптимизации расходы на содержание образовательных организаций в 36 регионах не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%. Одна из причин этого, как считает аудитор, в том, что  основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта.

Образовательные услуги остались по-прежнему малодоступными для сельских жителей. Так, из населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек  9,5 тыс. не имеют детских садов, 877  находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада;  почти 6 тыс. не имеют организаций общего образования, а  из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.

Как следует из доклада Филипенко, оптимизация не достигла также еще одной цели – повышения заработной  педработников: значение показателя заработной платы в 2014 г. не достигнуты по трем из шести направлений – в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот. Кроме того рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой педагогов, для чего широко используется  практика внутреннего и внешнего совместительства. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей –совместителей,  в Смоленской области  по совместительству работает каждый третий учитель.

Вместе с тем в ходе оптимизации в регионах сократилась численность отдельных категорий педагогических работников: в среднем, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. их количество уменьшилось на 18,8 тыс. человек.  При  этом трудоустроены в системе образования были только немногим более половины от числа сокращенных – 52,8 %.

Не оправдались и надежды на прирост финансового обеспечения от оптимизации. Как отметил докладчик, по расчетам Минобрнауки России  в 2014 г. предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогических работников 20,3 млрд. руб. Общий объем средств, предусмотренный соглашениями, составил – 15,5 млрд. руб., а фактически достигнутый результат – 10,4 млрд. руб., из которых направлены на повышение оплаты труда 9,4 млрд. руб., что составляет 0,72%  от общих расходов на оплату труда работников образовательных организаций.  В прошлом году финансового результата не получили 10 регионов страны.  В течение ближайших трех лет не планируют его получить Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия,   в 2016-2018 годах – Московская и Вологодская области, в 2017-2018 годах  – Республика Татарстан, в 2018 году – Республика Башкортостан и Тульская область

Конечная цель мероприятий – повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако по результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций. «Ни один регион не обеспечил достижение 100% значений показателей, установленных Соглашениями», – резюмировал аудитор.

Источник: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297

http://pedsovet.org/news/

13 комментариев к “Оптимизация системы образования – желаемое и действительное”

  1. И…? Какие-то действия после такого разгромного отчета будут??? Т.е. вот заключение, а что нужно, чтобы по нему было предпринято что-то, что остановит эту мясорубку?.. В Москве продолжают оптимизировать – массовые объединения образовательных учреждений завершили и начали массовые сокращения сотрудников в дошкольных структурных подразделениях и школах – без работы оказываются вчерашние воспитатели и их помощники, педагоги-специалисты…

    Ответить
      • Уважаемый Инспектор! Спасибо за ответ. Т.е. нам, родителям, объединять усилия с педагогами и идти в вышеозначенные инстанции, основываясь в том числе и на данные, представленные в документе? Мы готовы. Дело за педагогами.

        Ответить
    • Добрый день, Марина! В случае нарушения трудовых правоотношений Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры, суд.

      Ответить
  2. Здравствуйте! А разве нельзя вернуть садам самостоятельность как раньше. Ведь теряем начальную ступень образования. Я согласна с присоединением к школам садов, где 2-4 группы. Но если 10 и более. Зачем такое нагромождение если нет результатов.

    Ответить
  3. Здравствуйте. У нас в ДШИ оптимизация происходит последние 5 лет. Сократили все часы, т.е. нет ансамбля, чтения с листа уже давно. Дают только часы по специальности. А с этого года еще ограничили ставку, не больше 27 часов.Или я не понимаю, но цель оптимизации ведь не состоит в сокращении зар. платы!оптимизация – это экономия за счет совмещения должностей. Вот у нас школа маленькая Всего 195 учеников,15 преподавателей и на это количество на полную ставку работают директор и завуч. Вопрос?! Или все таки я не права?

    Ответить
    • Добрый день, Вахитова! Вы правильно понимаете. Основная цель оптимизация сети образовательных организаций – повышение качества обучения.

      Ответить
      • Откуда возьмётся качество школьного обучения, если из-за нехватки в штате специалистов-предметников педагоги совмещают преподавание своего профильного предмета с одним-двумя непрофильными? Вам лично, господа чиновники от Минпросвещения, в школе учитель биологии или географии преподавал трудовое обучение, прививая мальчикам умение вышивать швом “козлик” или гладью? а учитель музыки в вашей школе вёл уроки физкультуры и военного дела, не будучи даже военнообязанным?
        Всё, что вами вытворено в России с системой образования – дошкольного, школьного, средне-специального и вузовского – за минувшие 20 лет – это деградация до полного дегенератства.
        Понапихали в школьную программу чёрт знает чего десятистепенного, но выкинули, низвели до факультативности или сократили до дистрофии первостепенно важные предметы. А теперь придумываете оправдания отвратительно низким знаниям выпускников как по гуманитарным, так и по точным наукам.
        “Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник, а пироги печи сапожник”.

        Ответить
        • Добрый день, Викторовна! Министр просвещения РФ О.Ю.Васильева не считает серьезной проблемой, что учитель ведёт несколько предметов. С 2019 года начнется реализация нацпроекта “Образование”, согласно которому наше образование должно войти в десятку лучших в мире. В декабре этого года должны быть приняты новые ФГОС.

          Ответить
          • Пора уже не учеников проверять на знание предмета, а преподавателей, масса которых и свой профильный предмет знают не выше школьного учебника, а то и вовсе сидят и зубрят §, а после его детям пересказывают. Зато такие, как правило, суперактивны в околоурочной деятельности, везде лезут участвовать, дакладАть позаимствованное на просторах инета и представленное как личный опыт и т.п. . Система аттестации учителей идет по принципу «кукушка хвалит петуха…» и «лев пьяных не любил, сам в рот не брал спиртного, но АБОЖАЛ пидхилимаж» . (Про спиртное не очень, современные ‘львы’ не проч даже).
            Сплошь подтасовки и втирание очков. Это приведет к полному краху системы.

      • “….Основная цель оптимизация сети образовательных организаций – повышение качества обучения….” – может вы объясните, как соотносятся “ликвидация сельских школ и подвоз детей за 10-20 км. в пока еще неоптимизированную, укрупнение городских, и, следовательно, увеличение кол-ва учеников в классах, сокращение учителей, и увеличение нагрузки на, пока еще оставшихся” с целью, обозначенной в вашем комментарии?

        Ответить
        • Добрый день, Юрий! Вероятно, лучше спросить об этом у авторов проекта оптимизации, ведь оптимизировали не только школы. Вы можете направить свое обращение в Мипрос РФ через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form

          Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ