Инклюзивное образование по ФГОС – коррекционные школы сохраняются

Минобрнауки РФ  издан приказ от 19.12.2014 г. №1598, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт). Стандарт начнет действовать с 1 сентября 2016 года. При этом обучение детей с ОВЗ, зачисленных до 1 сентября 2016 г., осуществляется по адаптированным программам  до завершения обучения по ним.  Стандарт может использоваться  и при получении образования в форме семейного образования, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. Возможно  использование  сетевой формы.

В настоящее время Стандарт проходит апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок.

Согласно Стандарту  реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее – АООП НОО) может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,  сформулированных  на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО  возможны переходы с одного варианта на другой с учетом мнения родителей.

В связи с утверждением Стандарта возникает ряд вопросов по инклюзивному образованию, на некоторые из которых ответил  заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов в ходе беседы  с  корреспондентом  РИА Новости накануне Московского международного салона образования. В частности он сказал:

Об инклюзии

— Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

О Стандарте

— Госстандарты как раз направлены на то, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей, какой результат ожидается.

– Госстандарт пока разработан для начального образования, нам еще предстоит разработать специальные требования в стандарты для старшеклассников.

Сохранятся ли коррекционные школы

– Стандарт может реализовываться как в коррекционной, так и в инклюзивной школе.

– По факту мы ни в коем случае не отвергаем инклюзивным образованием коррекционное образование, не вытесняем коррекционные школы. Мы создаем условия и для того, и для другого. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

– Мы за сохранение этих школ, но в них тоже нужно обновлять содержание, показывать более высокий результат обучения.

Не навреди

– Но когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы предостерегаем все школы: убедитесь в вашей готовности, не торопитесь переходить на то, что вам еще, возможно, чуждо, к чему вы еще не совсем готовы.

О работе в переходный период

– Сейчас нас всех ждет переходный период: будет достаточно напряженная работа, направленная на то, чтобы совместить желания с возможностями. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Мы создаем условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов Федерации.

– Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. До конца года будет уточнен профессиональный стандарт тьютора и разработан стандарт помощника (ассистента). Теперь мы должны разработать образовательные программы, решить, за какие деньги тьюторы и помощники (ассистенты) будут работать в школах, ведь это дополнительная финансовая нагрузка. Все эти вопросы находятся в стадии проработки.

О наполняемости классов

– Наполняемость классов уже определена СанПиНами – например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

– Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса.

О финансировании

— Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов выше в два-три раза, чем финансирование по обычному нормативу, но это – не финансовый интерес, а компенсация дополнительных затрат на персонал, на специальные условия обучения.

Об отношении к инклюзии

– Однако есть и такие регионы, которые пока не знают, как относиться к инклюзии образования. Я их не осуждаю. Достаточно сложно провести грань, где заканчивается норма и начинается ОВЗ. Но уже совершенно ясно, что сильные школы, предоставляющие качественное образование, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Они вырастут. С ними надо дружить, работать вместе.  Я думаю, что через некоторое время на первое место выйдет не желание увеличить финансовый норматив, а желание построить качественное образование в современных условиях, создать предпосылки для хорошей репутации.

– Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать «завтра будет толерантность», и она наступит. На это нужно время.

Справка.Распоряжением Правительства РФ в 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации выделяются субсидии в размере 216,315 млн руб. на финансирование мероприятий в целях поддержки:

– сети созданных в 2011–2013 годах стажировочных площадок, на которых в том числе повышают квалификацию педагогические и руководящие работники системы образования;

– региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (приобретение приспособительных устройств, оборудования для занятий адаптивной физической культурой, специализированного дидактического материала для общеобразовательных организаций в целях создания условий, необходимых для апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Цитаты  по материалам статьи «Каганов об инклюзии: школа должна уметь обучать всех».  Источник: РИА Новости

http://ria.ru/adaptation/20150406/1056835472.html

Также читайте в блоге

Кто получит деньги на модернизацию образования в 2015 г.

 

4 комментария к “Инклюзивное образование по ФГОС – коррекционные школы сохраняются”

  1. Да, дети разные, да некоторым из ребятам просто не повезло. Но как можно было принять этот закон при наполненности классов 30чел. Педагог будет вынужден уделять повышенное внимание на особенного ребенка и ему некогда будет заниматься остальными. За чей счет педагог будет повышать квалификацию (психолог, медик и т.д)? Ведь для обучения особенных детей необходимы особенные навыки. Государство, как обычно, “свалило” проблемы нехватки средств на содержание спецшкол и детских садов в которых необходим специально обученный персонал на обычных граждан.

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! 1. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося (2,5 кв.м.), соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. 2.Повышение квалификации осуществляется за счет средств работодателя согласно ТК РФ.

      Ответить
  2. Как быть с ребенком, который имеет множественные тяжелые нарушения, не реагирует ни на какие раздражители, если его родители не хотят отдавать его в интернат? Как реализовывать с ним учебный план, даже второй вариант? Для такого ребенка, конечно, школа может разработать АООП 4-го варианта и СИПР, но учебный план никто не отменял. Как же быть школе?

    Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ