Почему у учителей такая разная зарплата и как заработать больше

Регионы сами решают, как и за что платить учителю, выбирая  определённую модель. В настоящее время используются  три модели систем оплаты труда. Хотя модели  и построены  на общих принципах (см. статью в настоящем блоге “Почему у учителей такая разная зарплата”),  но они имеют существенные различия.

Модель 1 основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах. Она позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). Например, в Пензе базовая величина оклада учителя на 2015 год составит 4 тыс. 350 рублей.

В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых внеурочных видов деятельности и др.) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.

Модель №2  основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В ней все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и внеучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и внеучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и внеучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне образовательной организации, муниципалитета или региона в целом.

Модель №3  основана на «ученико-часе».  Она позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя.

Каждая организация в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течение одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.

Что делать, чтобы получать достойную зарплату?

В современных условиях можно представить себе следующие варианты:

1.Выбрать регион, образовательную организацию, где у учителей более высокие зарплаты и имеются вакансии. Как говорят, «рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба». Для этого только надо быть готовым к перемене мест.

2.Чем больше работаешь, тем больше получаешь. Не даром говорят: «как потопаешь, так и полопаешь». Законодательством РФ заработная плата работника предельными размерами не ограничивается. Не запрещается и работа  по совместительству. Пока понятие «ставка в 18 часов в неделю» используется только в определенных случаях.

3.Высококвалифицировнный специалист получает больше. Повысить  уровень квалификации можно, например: получить более высокое образование, высшую квалификационную категорию, ученую степень, заслужить  награды, пройти курсовую переподготовку, активно участвовать в работе методических организаций, методических проектах, освоить и использовать современные методики,  технологии и средства обучения и т.д.,  и, таким образом, обеспечивать более качественное образование, результативность, готовить  победителей и призеров олимпиад, конкурсов, проектов и т.д.

4.Использовать возможности грантовой поддержки учителя.  У нас проводится довольно много мероприятий федерального, регионального и муниципального уровней (профессиональные  конкурсы , программы  поддержки педагогов и др.),  по результатам которых учитель может получать гранты.

5.На зарплату учителя влияет и конкурентоспособность образовательной организации,  её имидж, приносящая  доход  деятельность организации, взносы спонсоров и благотворителей.   Участвуя в этих процессах,  учитель   способствует  росту внебюджетной составляющей бюджета организации,  часть которой может быть использована на поощрение учителей – премиальные, доплаты к зарплате. Кроме того, чем больше учеников привлекает организация, тем больше ее бюджет, а, следовательно, и фонд  оплаты труда.

6.Возможны и другие варианты, не криминальные. Удачи Вам!

Нормативная база и материалы

Расчет заработной платы бюджетников формируется на основании документов:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Региональные нормативные акты;
  • Локальные нормативные акты организации;
  • Положение о системе оплаты труда в организации.

Системы оплаты труда работников в  муниципальных  образовательных  организациях     устанавливаются  соглашениями, коллективными  договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской   Федерации, законами и  иными  нормативными правовыми нормативными актами субъектов   Российской  Федерации   и   нормативными   правовыми   актами    органов местного самоуправления.

Указанные документы как и примеры расчетов заработной платы учителя при использовании различных моделей можно найти  в сети «Интернет».

Для сведения.

1.В связи с переходом на эффективный контракт в трудовом договоре (дополнительном соглашении  к нему)  учителя  должны быть указаны:

  • условия оплаты труда;
  • размер   должностного оклада или ставки  без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
  • фактический  объем   педагогической работы в рамках реализации образовательной   программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, за ставку заработной платы;
  • размеры и условия дополнительных выплат: за классное руководство, проверку письменных работ,   заведование   кабинетом, учебными мастерскими  и   другие виды дополнительной  работы.

2.Заработная плата учителей  (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты  труда   не может быть меньше заработной платы  (без учета премий  и  иных   выплат стимулирующего характера), выплачиваемой им до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей учителе и выполнения ими работ той же квалификации. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за 2 месяца.

3.Министерство образования и науки проводит комплексную проверку начисления зарплат учителям в различных регионах России.

Читайте также в настоящем блоге:

Почему у учителей такая разная зарплата

О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2015 г.

При подготовке использованы материалы сайтов:

http://opensalary.ru/nsot/

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services

http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/02/03/1363995.html

http://www.rosbalt.ru/main/2015/01/27/1361489.html

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/593070/#ixzz3OfyIihqw

http://www.utro.ru/news/2015/02/03/1232253.shtml    и другие

2 комментария к “Почему у учителей такая разная зарплата и как заработать больше”

  1. В декабре 2014 года аттестовалась, получила 1 кв.кат. (до этого была 2 кв. кат.) ставка заметно подросла. средняя заработная плата была 32 тыс. рублей. В сентябре ждал сюрприз: при ещё большей нагрузке ставка снизилась и стала ещё меньше, чем по 2 категории, в результате получила на 4 тысячи рублей меньше. директор объясняет, что понизился общешкольный коэффициент и, как следствие, зарплата учителей. Помогите разобраться.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Поскольку вопросы, связанные с СОТ, относятся к компетенции органов власти субъектов РФ, советуем обратиться за разъяснениями в региональный орган управления образованием.

      Ответить

Добавить комментарий для Светлана Отменить ответ