Общее образование в новой пятилетке
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61, завершается в 2015 году. На смену ей должна прийти новая — Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2020 годы (далее — Программа), Концепция которой утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р. Разработка проекта Программы поручена Минобрнауки России.
Как отмечается в Концепции, «Программа строится на базе сформированных инфраструктурных, организационных и методических результатов и эффектов, достигнутых в 2011 — 2015 годах, и развивает их в интересах общества».
Цель Программы : «обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала».
Определено 5 основных задач Программы:
1.Создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;
2.Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;
3.Реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
4.Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
5.Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
В рамках реализации Программы предполагается проектно-целевой подход, который «позволяет достигать значительно более высокого уровня мотивации и ответственности заказчиков и разработчиков планируемых проектов, всех участников проектной деятельности», и «в полной мере использовать возможности проектного управления при решении вопросов комплексной модернизации образования, а также использовать преимущества программного проектирования образовательного процесса и образовательных технологий».
В Программе применяется среднесрочный 5-летний период планирования деятельности, как наиболее эффективный. При этом предполагается 2 этапа реализации Программы: 2016 -2017 годы — первый этап, 2018 — 2020 годы — второй этап. Цель и задачи Программы будут достигнуты при завершении второго этапа.
Контроль и организация комплексного мониторинга хода реализации Программы осуществляет Минобрнауки России. В целях привлечения общественности к управлению Программой создается научно-координационный совет, в состав которого войдут ученые и специалисты, представители предпринимательского сообщества, общественных (в том числе молодежных) объединений, а также представители органов исполнительной власти. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.
В частности, для обеспечения развития современных механизмов, содержания и технологий общего образования предусматриваются следующие мероприятия:
— реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения. В рамках мероприятия предусматриваются:
- поддержка региональных программ развития дошкольного образования, родительского просвещения;
- внедрение новых ФГОС ДО;
- создание в каждом регионе условий для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования (ДО);
- повышение квалификации по новым образовательным программам 95 процентов педработников и управленцев ДО.
За пятилетие доля регионально-муниципальных систем дошкольного образования, в которых созданы условия и механизмы для государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, должна возрасти с 7 до 100%;
—повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов. В рамках мероприятия предусматриваются:
- реализация пилотных проектов по повышению качества образования;
- модернизация нормативно-методической базы;
- распространение на все регионы лучших практик работы.
Ожидается, что доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы проекты по повышению качества образования в таких общеобразовательных организациях, за пятилетие должна возрасти с 4 до 60%;
—создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов. В рамках данного мероприятия предусматриваются:
- создание не менее 200 инновационных школ;
- отработка и готовность к распространению модели использования в школах новых технологий обучения и воспитания;
- поддержка региональных программ модернизации сети общеобразовательных организаций;
- создание не менее 30 национальных методических сетей по распространению конкретных образовательных технологий;
—модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках мероприятия предусматриваются:
- реализация положений Концепции развития математического образования в РФ;
- создание и реализация Концепции модернизации образования, обновление содержания образования в сфере русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
- создание сетевых методических объединений учителей по предметным областям математики, русского языка, иностранного языка, истории, литературы и технологии;
—обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ. В рамках мероприятия предусматриваются:
- внедрение во всех регионах оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками;
- реализация нового стандарта профессиональной деятельности, включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей;
- реализация пилотных проектов привлечения и закрепления в школах лучших выпускников вузов и талантливых педагогов, выделение и распространение лучших практик.
Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, за пятилетие должна увеличиться с 30 до 43 %;
—привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад. В рамках мероприятия предусматриваются:
- обеспечение ежегодного проведения сезонных школ, всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;
- обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.
Предполагается, что в результате реализации мероприятий будут сформированы новое содержание общего (включая дошкольное) образования и технологии обучения по общеобразовательным программам, а также оказана методическая и инновационная поддержка развитию образовательных систем дошкольного образования.
Планируется также создание национально — региональной системы независимого мониторинга и оценки качества образования на всех его уровнях, обеспечение создания новых инструментов и оценочных процедур (включая международные исследования качества), в т.ч. и в общем образовании. При этом предусматривается ряд мероприятий, в т.ч. :
— реализация пилотных проектов создания региональных систем оценки качества на всех уровнях общего образования (включая дошкольное);
-создание национального мониторинга образовательных достижений, позволяющего оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в 3 периодах обучения;
-модернизация процедур и механизмов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;
-формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях;
-создание открытых систем данных для формирования пользовательских рейтингов.
При этом доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, в общем количестве субъектов Российской Федерации должна увеличиться с 10 до 100%; а доля региональных систем образования, в которых разработаны и распространены для использования оценочные инструменты (на основе международных) в целях проведения внутрирегионального и межрегионального анализа и оценки качества образования — с 1 до 20%.
По вопросам общего образования в Программу предлагается включить мероприятия и комплексные проекты по:
- мониторингу трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- сопровождению их профессиональной карьеры и процесса их дальнейшего непрерывного образования (включая дополнительное профессиональное образование и неформальное образование взрослых);
- переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками.
В Концепции отмечено, что решение поставленных в Программе задач будет реализовано через улучшение материально-технической базы образовательных организаций.
Предполагается, что реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.
Примечание. КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio) 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б Экономический словарь
Источник: http://government.ru/