О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2015 г.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол N 11 утверждены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год» (далее – Рекомендации).

В Рекомендациях отмечается, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных  государственных  учреждениях  –    соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами   Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации   – соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными  законами  и  иными  нормативными   правовыми актами Российской Федерации, законами  и  иными  нормативными   правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных  учреждениях  –  соглашениями,    коллективными  договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными  правовыми  актами  Российской   Федерации, законами и иными  нормативными  правовыми  актами  субъектов   Российской Федерации   и   нормативными   правовыми   актами        органов местного самоуправления.

Рекомендовано формировать системы оплаты труда  по определенным принципам. Так, зарплата должна зависеть от квалификации работника, сложности обязанностей, количества и качества затраченного труда. Максимальными размерами она не ограничивается. Реальная зарплата должна расти. Необходимо обеспечивать равную оплату за труд равной ценности, без дискриминации, в т. ч. при определении размеров тарифных ставок, окладов, компенсационных, стимулирующих выплат и т. д.
В Рекомендациях перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда. Это, в частности, МРОТ, районные коэффициенты, надбавки за “вредность”, Единый тарифно-квалификационный  справочник  работ  и   профессий рабочих  или   профессиональные стандарты, Единый квалификационный справочник должностей   руководителей, специалистов и служащих  или профессиональные стандарты.

Нормы труда можно пересматривать по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. О введении новых норм нужно известить работников не позднее, чем за 2 месяца.
Закреплены особенности формирования зарплат руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.

Так, руководителям  рекомендуется устанавливать:

  • должностные оклады – в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений;
  • выплаты компенсационного характера – в  зависимости  от  условий  их  труда;
  • выплаты  стимулирующего  характера –  в  зависимости  от  достижения  ими   целевых показателей эффективности работы учреждения;
  • предельное соотношение заработной платы руководителей учреждений – путем определения соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней  заработной  платы   работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, в кратности от 1 до 8.

Должностные  оклады  заместителей  руководителей  и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10 – 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений, выплаты компенсационного характера – в зависимости от   условий их труда с учетом целевых  показателей   эффективности работы, устанавливаемых руководителям учреждений.
Отдельные положения Рекомендаций посвящены формированию фондов оплаты труда, а также системам, вводимым в Крыму и Севастополе.
Приведены особенности систем оплаты труда педагогических и медицинских работников, а также в учреждениях культуры, искусства и кинематографии.

В частности, органам государственной власти субъектов Российской   Федерации, органам  местного  самоуправления  и  руководителям     государственных и муниципальных образовательных  учреждений  совершенствование системы оплаты труда педагогических и иных   работников образовательных   учреждений рекомендуется   осуществлять    путем    перераспределения    средств, предназначенных  на  оплату   труда, стремясь  к  достижению доли условно-постоянной части заработной  платы  работников  в  виде   окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в структуре их заработной платы  (без  учета  районных  коэффициентов  и  процентных     надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не ниже 60 процентов.

Одним из обязательных условий трудового договора с педагогическим работником являются условия оплаты его труда, в том числе размер  его   должностного оклада или ставки заработной платы за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю  (в  год)  за   ставку заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат;

Размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку  письменных   работ,   заведование   отделениями,     филиалами, учебно-консультационными  пунктами,  кабинетами,   отделами,     учебными мастерскими,  лабораториями,  учебно-опытными  участками,     руководство предметными,  цикловыми  и  методическими  комиссиями  и      другие виды дополнительной  работы,  а  также  фактический  объем   преподавательской (педагогической) работы в рамках  реализации  образовательной   программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены  нормы  часов  преподавательской   (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, также должны предусматриваться   в их трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым   договорам) помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Месячная  заработная  плата  учителей  и  других   педагогических работников, для которых установлены нормы  часов  преподавательской   или педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, определяется с учетом  фактического  объема   учебной   нагрузки     (преподавательской, педагогической работы);

Преподавателям   профессиональных   учреждений,     структурных подразделений учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным  программам  среднего   профессионального     образования,   а   также   программам профессионального обучения, для которых норма часов преподавательской работы установлена 720 часов в год, часовая  ставка  определяется  путем  деления   месячной ставки заработной платы на среднемесячную  норму  учебной  нагрузки   (72 часа);

В Рекомендациях также отмечено, что утверждение  штатного  расписания  осуществляется   руководителем  учреждения, а при заключении трудовых договоров с  работниками   рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении N 3 к  Программе  поэтапного   совершенствования системы оплаты труда в государственных  (муниципальных)  учреждениях   на 2012 – 2018 годы, и рекомендации  по  оформлению  трудовых    отношений с работником государственного  (муниципального)  учреждения  при   введении  “эффективного контракта”, утвержденные  приказом  Министерства    труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н.

В случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и   (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени,  право  на  его   изменение возникает в следующие сроки:

  • при увеличении стажа непрерывной работы,  педагогической   работы, выслуги лет, – со дня достижения соответствующего стажа, если   документы находятся в учреждении, или со  дня  представления  документа  о   стаже, дающем право на соответствующие выплаты;
  • при  получении  образования  или  восстановлении    документов об образовании – со дня представления соответствующего документа;
  • при установлении или присвоении квалификационной категории  –   со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
  • при  присвоении  почетного  звания,  награждения   ведомственными знаками отличия – со дня присвоения, награждения;
  • при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук – со дня принятия Минобрнауки РФ решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых  за   ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

«Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты  труда   не может быть меньше заработной платы  (без  учета  премий  и  иных   выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации», – говорится в документе.

Источник:

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/593070/#ixzz3OfyIihqw

4 комментария к “О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2015 г.”

  1. Здравствуйте. Может ли заработная плата (ее базовая часть) зависеть от “значимости” предмета? Допустимо ли снижение заработной платы по сравнению с прошлым годом при абсолютно одинаковой нагрузке и других обязанностей (нагрузка 10ч (совместитель) зарплата снизилась на 3 т.р.)?

    Ответить
    • Добрый день, Алексей! Вопросы, связанные с введением НСОТ, относятся к компетенции органов власти субъектов РФ. Поэтому советуем обратиться за разъяснениями по вопросам оплаты труда, установления стимулирующих и компенсационных выплат в региональный орган управления образованием. В порядке информации. Существуют разные модели НСОТ: модель 1 «Базовый оклад», модель 2 «Все включено», модель 3 «Ученико-час». Суть этих моделей описана в нашем блоге. Как считают юристы, изменить заработную плату в одностороннем порядке работодатель не вправе, поскольку это будет изменением определенных сторонами условий трудового договора. Вы вправе обратиться с письменным заявлением в инспекцию по труду либо в прокуратуру.

      Ответить
  2. Здравствуйте! При назначении стимулирующих выплат учителей разделили на две категории: учителей основного образования и учителей дополнительного образования(ИЗО, музыканты, хореографы)Один балл стоит по-разному. Я работаю учителем-логопедом и меня также отнесли к категории педагогов дополнительного образования. Есть ли какие-либо документы, регламентирующие этот вопрос?

    Ответить
    • Добрый день, ИмяТатьяна! 1.Совтуем обратиться к локальным актам школы, которые могут называться по разному, например, Положение о системе оплаты труда, Положение о стимулирующих выплатах и надбавках и т.д.,а также к школьному Колдоговору. Все эти документы принимаются с участием коллегиального и представительного органов школы. И Вы с ними должны быть ознакомлены под личную роспись.
      2.Вероятно, эти документы обсуждались до их утверждения директором. При этом каждый работник школы мог высказать свои замечания. Если это решение большинства, то придется согласиться. Если же был предусмотренный законодательством порядок нарушен, у Вас есть право обжаловать эти документы.
      3.Учитель-логопед и педагог дополнительного образования – это разные должности.

      Ответить

Добавить комментарий для ИмяТатьяна Отменить ответ