Особенности проведения итогового изложения

В соответствии с инструктивно-методическими  материалами Рособрнадзора  по желанию  имеют право писать изложение:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Итоговое изложение проводится в соответствии с общим порядком подготовки и  проведения итогового  сочинения (изложения), установленным Рособрнадзором. Вместе с тем при проведении итогового изложения имеются некоторые особенности, в частности:

Как оформить участие в итоговом изложении

Для участия в итоговом изложении  обучающиеся  лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченные лица на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности,  должны подать  заявление  по установленной форме в своей образовательной организации.

Участники итогового изложения  с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а  дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет подают заявления на  участие в итоговом изложении в местах регистрации.  При подаче заявления  они предъявляют оригиналы документов об образовании (при необходимости, с переводом с иностранного языка, заверенным нотариально).

Оособенности  текста итогового изложения

Текст  изложения должен быть в основном  повествовательным, обладать смысловой завершенностью, корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности, объёмом не более  450 слов.

После объявления начала проведения изложения текст изложения зачитывается вслух трижды (глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи текст  для изложения выдается на 40 минут, по истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение).

Сложные слова должны быть выписаны  на доске. Обучающиеся могут использовать орфографические и толковые словари.

Какова  продолжительность итогового изложения

На написание итогового изложения дается 3 часа 55 минут, при необходимости время проведения работы для детей с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа. При продолжительности изложения более 4 часов обеспечивается  питание.

Об особых условиях

Для участников итогового  изложения  с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое  изложение проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, в том числе:

– участники итогового изложения с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в процессе сдачи итогового  изложения   имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами;

– при проведении итогового  изложения  в учебном кабинете вместе с его участниками  с ОВЗ  могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое;

– особые условия проведения изложения создаются для глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Эти обучающиеся обязательно должны видеть текст, должны его читать сами не менее 40 минут, иметь возможность делать пометы в тексте для изложения. На данном этапе допустимо «комментированное»  чтение текста сурдопедагогом. Возможно привлечение ассистента (сурдопереводчика);

– для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового изложения, изложение  может быть организовано на дому.

Отсутствие специальной звукоусиливающей аппаратуры не может являться препятствием для проведения итогового изложения, так как выпускники активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, которые по своим техническим характеристикам значительно превосходят стационарную звукоусиливающую аппаратуру.

Оценивание изложения

Оценивание изложения осуществляется в соответствии с Критериями оценивания изложения, утвержденными Рособрнадзором:

  1. «Содержание изложения»;
  2. «Логичность изложения»;
  3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из  критериев №3-№5, написать изложение объемом не мене 150 слов и самостоятельно.

Для процедуры оценки изложения  глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должен привлекаться сурдопедагог с опытом работы в качестве учителя русского языка. При оценке грамотности учитывается специфика письменной речи неслышащих  обучающихся.

Где узнать о результатах

С результатами итогового изложения участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.

По решению региональных органов управления образованием  ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения итогового изложения, удаляются по решению руководителя образовательной организации. Они  допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

Инструкция для написания итогового изложения участниками итогового изложения

«Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём – 250-300 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.

Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Изложение пишите чётко и разборчиво.

При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность».

 Источник

Письмо Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 “О направлении уточненной редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)”:

Приложение №4 «Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения)»

Приложение №6 «Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования»

Приложение №7 «Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)»

Приложение №8 «Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)»

 

 

Оставьте комментарий