Требования к специалистам, привлекаемым к проверке итогового сочинения (изложения)
В соответствии с рекомендациями Рособрнадзора РФ по организации и проведению итогового сочинения (изложения) ( письмо Рособрнадзора от 01.10.2014 г. №02-651) проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях.
В состав комиссии образовательной организации входят школьные учителя-предметники, администрация школы. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать в состав комиссий учителей, обучающих выпускников данного учебного года.
В случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений), по решению комиссии образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), к проверке сочинений (изложений) привлекаются независимые эксперты. Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ выпускников. Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты – это специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).
Рособрнадзором установлено, что эксперты комиссии образовательной организации, члены экспертных комиссий, сформированных на региональном/муниципальном уровнях, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итоговых сочинений (изложений), должны обладать квалификацией, которая определяется следующими требованиями:
1.Владение необходимой нормативной базой:
- федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
- рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения);
- технический регламент проведения итогового сочинения;
- методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения).
2.Владение необходимыми предметными компетенциями:
- иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности учитель русского языка и литературы;
- обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускном классе образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования;
3.Владеть содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;
4.Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
- умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
- умение разграничивать ошибки и недочѐты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
- умение обобщать результаты.
Подготовку специалистов, входящих в состав комиссий образовательных организаций и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с установленными Рособрнадзором требованиями, обеспечивают образовательные организации, осуществляющие проведение итогового сочинения (изложения).
Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования;
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)для участников итогового сочинения (изложения);
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверкеитогового сочинения (изложения);
- Организационныйи технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения).
Указанные документы отредактированы с учетом итогов апробации итогового сочинения (изложения). На места направлено Письмо Рособрнадзора от 27.11.2014 №02-747 «О направлении уточненной редакции документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения)».
Источник: Официальный сайт Рособрнадзора www.obrnadzor.gov.ru/