Профстандарт учителя русского языка
Учитывая особое место и роль в среднем общем образовании русского языка, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделены профессиональные стандарты учителя русского языка.
Согласно профстандарту педагога учитель русского языка должен выполнять следующие трудовые действия:
Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение:
- индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся;
- участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов.
Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
Формирование у обучающихся:
- установки на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате;
- умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка;
- культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав;
- культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка должен иметь следующие умения:
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному.
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.
Проявлять позитивное отношение:
- к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
- к родным языкам обучающихся.
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
Иметь необходимые знания:
- основ лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
- представления о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений;
- теории и методики преподавания русского языка;
- контекстной языковой нормы;
- стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.
Источник: профстандарт педагога
Примечание. Блог предоставляет информацию без комментариев, которые пользователь может найти в методических журналах.