Порядок организации образовательной деятельности в школе

До 1 сентября 2013 г.  образовательная деятельность в общеобразовательных организациях проводилась в соответствии с их Типовыми положениями. Теперь это должно осуществляться на основе Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067).  Им  также определены и особенности  организации     образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Для кого обязательно

Порядок  является  обязательным  для     организаций, осуществляющих  образовательную   деятельность,   в   том     числе   со  специальными  наименованиями   “кадетская школа”, “кадетский (морской  кадетский)  корпус”  и  “казачий   кадетский корпус”,  и  реализующих  основные  общеобразовательные       программы – образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – общеобразовательные программы), в том   числе адаптированные основные образовательные программы, включая индивидуальных предпринимателей (далее – образовательные организации).

Задачи руководителя:

  • внимательно изучить документ;
  • организовать ознакомление с документом всех участников образовательных отношений;
  • внести необходимые изменения и дополнения в школьные локальные акты, при необходимости разработать новые. Что касается Устава, то здесь следует руководствоваться нормой закона об образовании в РФ и указаниями учредителя;
  • организовать образовательную деятельность в соответствии с настоящим Порядком;
  • определить программу его реализации с исполнителями и сроками (или как сейчас модно говорить «дорожную карту»);
  • организовать исполнение документа;
  • обеспечить надлежащий контроль исполнения.

О некоторых  особенностях организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с Порядком 

 Формы получения образования и формы обучения 

В соответствии с Порядком общее  образование  может  быть   получено   в   организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Формы обучения по  общеобразовательным  программам   определяются соответствующими   ФГОС, если иное не установлено законом “Об образовании в Российской Федерации”.

Форма получения общего образования и форма обучения  по   конкретной общеобразовательной  программе   определяются   родителями     (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка.

Семейное образование, самообразование, обучение по индивидуальному учебному плану

При  выборе  родителями  (законными  представителями)  детей  семейного  образования   они информируют  об  этом  выборе  орган   местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

При обучении  в  форме   семейного   образования   и     самообразования обучающиеся имеют право прохождения      промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

Обучение в форме семейного образования и самообразования регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации.

Обучение  по  индивидуальному  учебному  плану,  в     том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными  нормативными   актами образовательной организации. При этом его  продолжительность  может  быть  изменена     образовательной организацией  с  учетом  особенностей и  образовательных    потребностей конкретного учащегося.

Допускается сочетание различных форм получения образования  и   форм обучения.

Сроки получения образования

Сроки получения начального общего, основного общего  и   среднего общего  образования   устанавливаются   ФГОС.

Содержание образования

Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Образовательная программа     

Общеобразовательные программы  разрабатываются   и утверждаются образовательными организациями самостоятельно. Общеобразовательная программа включает  в  себя  учебный   план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы,  а  также   иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее – учащиеся).

Образовательные   организации,   осуществляющие      образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам,  разрабатывают  указанные   образовательные       программы в соответствии с ФГОС и  с  учетом   соответствующих   примерных   основных     образовательных программ.

Общеобразовательные  программы  реализуются     образовательной организацией как самостоятельно,  так  и  посредством  сетевых    форм.

Образовательные технологии

При  реализации  общеобразовательных  программ     используются различные  образовательные  технологии,  в  том   числе     дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, а также  форма   организации     образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления   содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Языки обучения

В  образовательных  организациях  образовательная   деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.В государственных  и  муниципальных  образовательных   организациях,расположенных  на  территории  республик  Российской  Федерации,    может вводиться  преподавание  и  изучение  государственных  языков   этих республик в  соответствии  с их  законодательством. При этом преподавание  и  изучение  государственных   языков республик  РФ не  должны  осуществляться  в   ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Общее образование  может  быть  получено  на  иностранном    языке в соответствии с общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством  об  образовании  и  локальными  нормативными    актами образовательной организации.

Календарный учебный график

Образовательная деятельность организуется в  соответствии  с  расписанием  учебных  занятий.

Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и  заканчивается  в  соответствии  с  учебным  планом     соответствующей общеобразовательной программы.

Начало учебного года  может   переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.

В  процессе   освоения   общеобразовательных   программ     учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул   определяются образовательной организацией самостоятельно.

Наполняемость

Наполняемость классов, за исключением  классов   компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Контроль

Освоение общеобразовательной программы, в том  числе   отдельной части или всего объема учебного  предмета,  курса,  дисциплины   (модуля) общеобразовательной   программы,   сопровождается   текущим     контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок  проведения  текущего  контроля  успеваемости  и    промежуточной аттестации   учащихся   определяются   образовательной       организацией самостоятельно.

Аттестация

Освоение учащимися основных образовательных программ   основного общего и среднего общего образования завершается  итоговой   аттестацией, которая является обязательной.

Лица,  осваивающие  образовательную  программу  в  форме   семейного образования  или  самообразования  либо  обучавшиеся  по   не   имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного   общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию  в  образовательной  организации  по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации  экстерны  пользуются  академическими  правами     учащихся по соответствующей образовательной программе.

Лицам, успешно прошедшим  государственную  итоговую  аттестацию  по образовательным  программам  основного   общего   и       среднего общего образования, выдается аттестат  об  основном  общем  или  среднем   общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и  (или)  о  квалификации,  образцы  которых   самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на   итоговой аттестации неудовлетворительные результаты,  а  также  лицам,   освоившим часть образовательной  программы  основного  общего  и  среднего   общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения  по  образцу,   самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Инклюзивное образование 

Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:

  • необходимые условия для коррекции нарушений развития  и   социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи  на  основе   специальных педагогических подходов и  наиболее  подходящих  для  этих  лиц   языков, методов и способов общения;
  • условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также   социальному развитию этих лиц, в  том  числе  посредством  организации   инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Примечание

В документе не идет речи ни о ЕГЭ, ни о поощрениях по завершении основного общего и среднего общего образования, в т.ч. награждении золотой и серебряной медалями.

Что же касается перевода, условного перевода, оставления на повторное обучение – то эти нормы остались без изменения.

В форму получения образования не включена такая форма как экстернат.

В документе подробно изложены особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Полностью документ можно найти на сайте «Гарант»

2 комментария к “Порядок организации образовательной деятельности в школе”

  1. Новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности от 30 августа 2013 г.№1015 оговаривает только предельную наполняемость классов. Но ни в данном документе,ни в “СанПиН 2.4.2.2821-10” ничего не говориться о делении классов на группы при изучении английского языка,информатики.Администрация нашей школы в целях экономии средств отказалась делить классы на группы на новый учебный 2014-2015 учебный год,ссылаясь на данный документ. При таком обучении качество работы педагога и мотивация учащихся к обучению всегда будет низким.Будет ли уточнение к этому документу относительно деления классов на группы при изучении определенных предметов?

    Ответить

Добавить комментарий для Светлана Отменить ответ