Мониторинг в образовании
Управление – это определенный набор взаимосвязанных между собой звеньев, образующих целостную систему, и удаление или сбой одного или нескольких из них не позволит достичь желаемого результата. К примеру, возьмем такой механизм как рулевое управление в автомобиле: если выходит из строя какая-то деталь (шестеренка, винтик, гаечка) или нарушаются регулировки – то может случиться всё, что угодно. Так и в образовании. Правда, в последнее время делаются определенные шаги. При этом, как в механике, нельзя сильно затягивать гайки, да и регулировки должны быть соответствующие.
1.09.2013 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662, которым утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования (далее — Правила).
Предполагается, что мониторинг системы образования (далее-мониторинг) должен показать в каком состоянии находится система образования. Мониторинг включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования.
В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ, учитывается информация, поступившая от организаций и граждан.
Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами.
Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России.
Работа с документом. Как говорят, информирован – значит, вооружен, т.е. вы знаете, на что следует обратить внимание при подготовке к проверке. Поэтому следует внимательно изучить содержание мониторинга и, если вас включили в этот процесс, следует с своими заместителями, руководителями структурных подразделений обсудить узкие места, устранить допущенные просчеты, привести в порядок всю документацию, нормативные акты, обратив особое внимание на приведение их в соответствие с новым законом об образовании и, конечно, на работу, способствующую повышению качества образования, а также на достоверность сведений, размещенных на школьном сайте.
Правилами закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
Общее образование
1. Сведения о развитии дошкольного образования:
а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного
образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования:
а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;
ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;
к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.
Дополнительная информация о системе образования
- Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда:
а) интеграция образования и науки;
б) участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.
- Сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством.
- Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования:
а) оценка деятельности системы образования гражданами;
б) результаты участия обучающихся лиц в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях;
в) развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования;
г) развитие региональных систем оценки качества образования.
- Сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования):
а) социально-демографические характеристики и социальная интеграция;
б) ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных достижениях;
в) образование и занятость молодежи;
г) деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий социализации и самореализации молодежи.
PS.Если сравнить с тем, что мониторилось в прежние времена, то мы не найдем здесь практически ничего нового. Проверки проводились по схеме: сеть, база, кадры, финансовая деятельность, в т.ч. шефская (спонсорская) помощь, всеобуч, организация УВП и его результаты (аттестация), состояние здоровья обучающихся, СанПин, безопасность, управление ОУ, трудоустройство.
И ещё. Мониторинг должен быть действенным: его результаты используются для анализа достижений и упущений в работе образовательного учреждения, на его основе разработаны и осуществлены меры по устранению ошибок, оказана необходимая практическая помощь, а лучший опыт рекомендован к распространению.
Текст Постановления можно посмотреть на сайте «Гарант»