Тьютор в школе: разработка локальных актов
Деятельность тьютора в школе осуществляется в соответствии с рядом локальных актов, в т.ч.: Положение об организации тьюторской деятельности; Положение о тьюторе; Должностная инструкция тьютора; Положение об индивидуальной образовательной программе; Положение о социальных практиках, об образовательных стажировках и профессиональных пробах; Положение об индивидуальном учебном плане обучающегося; Положение об индивидуальной образовательной траектории обучающегося и др. Здесь вы сможете найти материал, позволяющий самостоятельно разработать положение о тьюторе и его должностную инструкцию, а также их модели.
Основанием для разработки данных локальных актов являются закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009).
О структуре. Каждый локальный акт разрабатывается в соответствии с установленной структурой.
Например, Положение имеет следующую структуру:
- Общие положения;
- Цели и задачи (обобщенно);
- Функции (подробно);
- Организация деятельности;
- Права;
- Ответственность;
- Руководство;
- Взаимодействие с другими работниками или структурными подразделениями организации.
Положение о тьюторе разрабатывается заместителем директора по УВР, принимается педсоветом или методсоветом (МО) и утверждается директором образовательной организации. С ним работники знакомятся под роспись.
Структура должностной инструкции:
- Общие положения (порядок назначения и освобождения от должности, подчиненность, порядок замещения работника в случае его отсутствия, квалификационные требования, перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности);
- Функции;
- Должностные обязанности (из справочника);
- Права;
- Ответственность (обобщенно: устанавливается ответственность за невыполнение должностных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка и т.д.);
- Взаимодействие с работниками и структурными подразделениями.
При разработке должностной инструкции тьютора учитываются конкретные образовательные задачи, группы, возрастной состав, направления деятельности образовательной организации, а также модель тьюторского сопровождения, т.е. должностная инструкция является как бы именной. В инструкции по конкретной должности должны быть учтены именно те обязанности, которые возлагаются на данного работника. Например, тьютор-учитель исполняет обязанности тьютора и учителя. Они и должны быть изложены в одной инструкции, а не в двух, ведь часть обязанностей повторяются, а что-то может и не поручаться.
Инструкция разрабатывается заместителем по УВР, принимается методсоветом (МО) тьторов и утверждается директором школы. Работник знакомится с данным документом под роспись.
Об общем. В любом варианте оформления локального акта основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом:
- тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором образовательной организации через издание приказа, заключение трудового договора;
- тьютор закрепляется за отдельными обучающимися, группой обучающихся или классом (классами) в соответствии с Положением об организации тьюторской деятельности;
- тьюторами назначаются работники, отвечающие требованиям квалификационной характеристики тьютора;
- для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединяются в методическое объединение (МО) тьюторов;
- МО тьюторов может иметь следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар и др.;
- в своей деятельности тьютор также руководствуется локальными актами школы: положением о проектной деятельности, положением о промежуточной и итоговой аттестации, положением о предпрофильной подготовке, положением о профильной подготовке в образовательной организации и др.;
- документация тьютора: программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося, график работы с тьюторской группой, табель посещаемости детей, анализ выполнения программы (требований ФГОС) обучающимися, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.;
- за выполнение работы в соответствии с должностными обязанностями тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты труда по трудовому договору.
Примеры локальных актов (рыба)
1.Примерная модель положения о тьюторе в общеобразовательной организации
Положение о тьюторе
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о тьюторе в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 Трудовым кодексом, Уставом ОУ.
1.2.Основные понятия:
Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
1.3. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Минобрнауки РФ, решениями органов местного управления образованием, законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка образовательной организации, должностной инструкцией тьютора, настоящим Положением.
2.Цели и задачи тьютора
2.1.Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
2.2.Задачи тьютора
- помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
- создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);
- обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее реализации как в рамках школы, так и после ее окончания;
- помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП;
- организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её;
- помощь в сборе информации об образовательных ресурсах школы, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ и на следующей после школы ступени образования;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;
- мониторинг эффективности реализации ИОТ;
- помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;
- формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий.
3.Функции тьютора
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет) следующие функции:
3.1. Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально – профессиональному самоопределению.
3.2. Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.
3.3. Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.
2.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся.
3.Организация деятельности
3.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью:
- проектной технологии;
- технологии работы с портфолио;
- технологии группового и индивидуального консультирования;
- тренинговой и коучинговой технологий;
- технологии социальных и профессиональных проб;
- информационных технологий.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
3.2.В процессе организации деятельности тьютор:
- составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы;
- организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися;
- ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;
- отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании;
- заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;
- поводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;
- представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.
4.Права тьютора
Тьютор имеет право:
4.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
4.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
4.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
4.5.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
4.6.Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;
4.7. Участвовать в работе МО тьюторов;
4.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;
4.9.Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
5.Ответственность тьютора
5.1.Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением — в соответствии с действующим законодательством РФ.
5.2.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
6.Документация тьютора
Тьютор ведет следующую документацию:
- план работы на год, четверть;
- программа сопровождения ИОТ и ИУП обучающегося;
- график работы с тьюторской группой (обучающимся);
- дневник наблюдений;
- анализ реализации программы сопровождения ИОТ и ИУП;
- материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования на уроне тьторантов и их семей;
- журнал учета посещаемости и успеваемости тьторантов.
6.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации.
7. Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями
7.1.Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР, руководитель образовательной организации.
7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО, кафедр, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.
Порядок утверждения Положения. Положение рассматривается, принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации. Например, подготовленный проект Положения рассматривается на МО тьторов, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательной организации. После этого с ним знакомятся под личную роспись соответствующие работники образовательной организации.
2.Примерная модель должностной инструкции тьютора
Должностная инструкция тьютора
1.Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция (далее — Инструкция) разработана в соответствии законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовым договором тьютора с работодателем.
1.2.Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательной организации. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на других сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа руководителя, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3.Тьютор подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе, курирующему тьюторское сопровождение.
1.4. В своей деятельности тьютор руководствуется законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарными номами и правилами при организации образовательного процесса, Уставом, локальными актами образовательной организации, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором, настоящей должностной инструкцией. Тьютор соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.5.Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
2.Должностные обязанности.
Тьютор выполняет следующие должностные обязанности:
2.1.Организует:
- процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;
- индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
2.2.Координирует:
- поиск информации обучающимися для самообразования;
- взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения.
2.3.Сопровождает:
- процесс формирования их личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
2.4.Определяет:
- перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
- и оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
- и создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий).
2.5.Обеспечивает:
- уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
- мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования;
- достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
- контроль и оценку эффективности построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
- охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
- условия для наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
2.6.Поддерживает:
- познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона, синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
2.7.Участвует:
- в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (законным представителям).
2.8.Выполняет
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.Требования к знаниям
3.1.Тьютор должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;
- методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии;
- организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
- административное, трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Основные составляющие компетентности тьютора
4.1.Профессиональная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
4.2.Информационная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест тьютора в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
4.3.Коммуникативная компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (законными представителями), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
4.4.Правовая компетентность — качество действий тьютора, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
5.Права тьютора
Тьютор имеет право:
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
5.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
5.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
5.5.Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
5.6.Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;
5.7. Участвовать в работе МО тьюторов;
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;
5.9.Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
6.Ответственность
Тьютор несет ответственность:
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Правил внутреннего распорядка, законных распоряжений руководителя образовательной организации, его заместителей, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, иных локальных нормативных актов, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, — дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.
6.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса — административную ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
6.3.За жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.
7. Взаимоотношения, связи по должности
7.1.Тьютор работает по графику, утвержденному руководителем образовательной организации.
7.2. Тьютор получает от руководителя образовательной организации и его заместителей информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.3.Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-организатором, руководителями МО (кафедр), администрацией, педагогами дополнительного образования, медицинским работником образовательной организации, уполномоченным по правам ребенка.
Порядок принятия и утверждения. Должностная инструкция принимается и утверждается в соответствии с порядком, установленным Уставом образовательной организации, который может быть, например, таким: рассмотрение на МО тьюторов, принятие педсоветом, утверждение приказом руководителя. С Инструкцией, как с локальным актом образовательной организации, работник должен быть ознакомлен под личную роспись.
При подготовке были использованы материалы интернет-сайтов ряда образовательных учреждений.
Время работы в неделю. Количество детей на ставку.
Добрый день, Ирина! Согласно п. 2.1. Приложению 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 г. №1601 продолжительность рабочего времени тьюторов организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
— 36 часов в неделю.
Непонятно, сколько детей у одного тьютора? и оплата?Если это группа, то на каждого ребенка индивидуальный план?
Добрый день, Наталья! предоставляем вам следующую информацию.Согласно п.32 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734), при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета одной штатной единицы тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Из письма Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»:
«Как правило, в региональные документы, описывающие подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. Но тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время. В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога».
Здравствуйте, помогите найти ответ на такой вопрос: в данный момент я являюсь тьюртером, закрепленым за классом, из 5 человек, обучающихся по программе 8,3 и 8,4 (С Растройствами аутистического спектра). Несколько дней назад мне сказали, что теперь я буду работать в двух классах, в своём из 5 человек и ещё одном, где 8 человек. Т.о. я два урока у себя, два урока в другом классе. Правомерно ли такое моё назначение? Я не подписывала никаких документов по этому поводу, все это сказали мне только на словах. Естественно оплачивают только одну ставку, хотя по факту 13 детей!
Добрый день, Екатерина! Как сказано в п.32 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение.
Основная документация закрепленная за тьютором в школе?
Добрый день, Наталья! На федеральном уровне нет указаний о том, какую документацию должен вести тьютор. Применяются в практике, а так же описаны в научно-методической и практикоориентированной литературе различные варианты, в том числе и такой:
Примерная документация тьютора:
программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
план-график работы с тьюторской группой;
журнал учета посещаемости детей;
анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
портфолио обучающихся;
материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
Подробности читайте в нашем блоге «Тьютор в школе: нормативная база»
Добрый день. Работаю в спецшколе с ребёнком аутистом. Интересует график работы тьютора. Везде пишут, что нагрузка тьютора 36 часов в неделю. Мои 18 часов в неделю тратятся на образовательную деятельность. После уроков, остальные 18 часов я просто сопровождаю ребёнка по школе. Так как родители его забирают в то время когда у меня заканчивается рабочий день. На документацию, самообразование и т.д. времени не остаётся. Хотя я как тьютор тоже должен заниматься этими делами. Работа очень сложная. Ребёнок с нежелательным поведением и проводить с ним около 7 часов в день очень тяжело, как физически, так и психологически. Интересует, когда родители должны забирать своего ребёнка, ведь уроки у него заканчиваются в 12 часов, а я после уроков просто сопровождаю ребёнка по школе или провожу с ним время в ресурсной зоне до полчетвёртого.
Добрый день, Ольга! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Общероссийского Профсоюза образования раздел «Ответы на вопросы» либо в Минобрнауки РФ.
Добрый день, поправьте меня , правильно ли я понимаю, что рабочая неделя тьютора 25 часов прииработе с детьми с ОВЗ и 36 со здоровыми? Спасибо.
Добрый день, Светлана! Согласно Приложению 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
Здравствуйте! Помогите разобраться в нормативной базе. Ситуация: ребенок-инвалид, на пмпк отказывают вписывать тьютора индивидуальо, говорят, что можем написать программу 7.2+ассистент, так как в школе нет ставок тьютора. Отсюда вопросы: 1)есть ли документы, которые регламентируют, с каким диагнозом (по мкб-10), какая программа, я говорю о диагнозах, когда множественные нарушения, и что больше выражено (речевые нарушения, интеллектуальные, аутистические) можно спорить? например, если диагноз по мкб-10 F 07.08, но с припиской с аутистическими нарушениями, могут ли написать программу 8.2, а не 7.2? где это написано четко? или это на усмотрения психиатра ПМПК, тогда с этим можно спорить. 2) есть ли документы, которые регламентируют, с какой программой можно прописать тьютора, с какой нет? 3)есть ли документ, где прописаны условия/показания, при выполнении которых обязаны вписать тьютора? тьютора индивидуально? 4)если отказывают вписать тьютора, что делать? как оформить письменный запрос, чтоб получить письменный отказ и идти с отказом куда? в департамент образования? в министерство образования? Заранее спасибо.
Добрый день, Татьяна! Вам нужен официальный ответ. Для этого советуем обратиться в Минпрос России. Зайдите на его сайт.
Просьба уточнить информацию. Родители написали заявление на обучение по ИУП. Нужен ли тьютор для одного ученика? Реализация индивидуальных учебных планов начального и основного общего образования сопровождается поддержкой тьютора . (п19.3 ФГОС начального общего образования, п. 18.3.1 ФГОС основного общего образования)
Добрый день, Елизавета! Минпросвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07, в котором содержатся разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью (далее – Разъяснения), в частности, о введении в штатное расписание образовательной организации должностей тьютора и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (можно найти, например по ссылке: https://docs.edu.gov.ru/document/d1bb0b80bc495444d65d7b0e4e7b95c1/).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) принимается руководителем образовательной организации, и как разъясняется в Письме, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии ( ПМПК) или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации при отсутствии рекомендаций ПМПК, из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
Для решения вопроса советуем обратиться с заявлением к директору школы, изложив основания и предоставив имеющиеся документы.
добрый вечер. меня не давно назначили на должность тьютора, в школе интернат для детей с овз и интеллектуальными нарушениями. мне сказали на словах вести дневник наблюдения за учащимся . Как мне написать?
Добрый день, сюзана! Советуем обратиться в методическую службу в вашем регионе.
Работая в школе тьютором, приходиться часто сопровождать группы детей в поездках. Наш населенный пункт находится далеко от города:один час на автобусе, затем 6-8 часов на поезде. Чаще всего выезжаем в ночь, день в городе и обратно приезжаем ночью. Командировочные 100 р/сутки. Вопрос: имею ли я право на компенсирующие выплаты или выходные дни после поездки за переработку от работодателя?
Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form. Кроме того, на сайте Минпрсвещения России в рубрике «Открытое министерство» (https://open.edu.gov.ru/faq/#type=11) появился специализированный раздел «Вопросы и ответы», в котором представлена информация по наиболее часто задаваемым педагогами вопросам, в том числе информация о мерах по совершенствованию механизмов повышения заработной платы.
Здравствуйте. Я все-таки хочу знать, опираясь на нормативные документы, сколько из 36 часов работы тьютора отводится на работу с детьми и сколько часов на документацию. Вот у психолога четко в школе: 18 часов с детьми и 18 часов на документы. А с тьютором ничего не ясно, хотя должность введена с 2008 года. Кто-нибудь объяснит, опираясь на Норму Закона, чтобы предоставить администрации школы. Ведь администрация на тьютора готова повесить все за МРОТ.
Добрый день, Наталья! Блог подобной официальной информацией не располагает, кроме рекомендаций Минобразования о ссылке на разработку соответствующих локальных актов школы. Поэтому советуем обратиться в Минпросвещения России, направив свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.
Здравствуйте. Подскажите. пожалуйста, нужно ли согласие педагога (руководителя) детского объединения в учреждении дополнительном образовании на присутствие тьютора на занятии, если тьютор является не сотрудником организации? и накакие нормативные документы ссылаться?
Добрый день, Евгения! В организации ДПО должен быть соответствующий локальный акт.Федеральным нормативным документом является приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.