Тьютор в школе: нормативная база

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон   «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый  квалификационный  справочник  должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой  договор работника с работодателем.

Здесь для вас  квалификационная характеристика тьютора , направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.

Нормативно-правовые акты являются основанием  для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

  • имеет должностные обязанности:

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации  образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен иметь (требования к квалификации):

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

тьютор:

  • работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется  выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных  обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
  • ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся  в отдельном журнале;
  • еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
  • один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
  • подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия  и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
  • представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
  • отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед  директором школы, заместителем директора по УВР,  на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
  • разрабатывает организационно-методические материалы:

— комплекс вариантов  индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

— макет портфолио достижений обучающегося,

—  макет индивидуального плана  обучающегося;

  •  как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
  •  ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями)  состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.

Специалисты считают, что  результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

  • рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
  • рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
  • рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать,  умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
  • расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.

Примерная документация тьютора:

  • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
  • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
  • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
  • план-график работы с тьюторской группой;
  • журнал учета  посещаемости детей;
  • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
  • портфолио обучающихся;
  • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.

Можно почитать

  1. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
  2. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.
  3. Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2012).
  4. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58.
  5. Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
  6. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
  7. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
  8. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе . – 2007. – № 2. – С. 57–62.
  9. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60.

Некоторые сайты по проблеме

http://thetutor.ru/ — Тьюторская Ассоциация

http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html — Тьюторство в образовательном процессе

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия

www.fondedu.ru — Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)

При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах

20 thoughts on “Тьютор в школе: нормативная база

  1. Информация очень полезная. Но хотелось бы узнать сколько детей закрепляется за тьютером и каков режим работы?

    1. Добрый день, Ольга! Для получения официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы». Для информации: объем нагрузки тьютора определяются руководителем образовательной организации в соответствии с его должностными обязанностями.

  2. Здравствуйте. Я филолог. По специальности учитель татарского языка, литературы и русского языка, литературы. Образование высшее. С 2017 года пришлось перейти на специальность педагог-тьютор. Но диплома по этой специальности нет. Нужен ли диплом на специальность педагога-тьютора?

    1. Добрый день, Гульназ! В соответствии с ЕКС, утвержденным приказ Mинздравсоцразвития России)от 26 августа 2010 г. N 761н г. к к квалификации тьютора предъявляется следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

  3. Здравствуйте. Имею высшее специальное (дефектологическое) образование. Могу ли я работать тьютером на основании своего диплома, без прохождения дополнительных курсов?

    1. Добрый день, Анастасия! Вопрос несколько не корректен. Требования к квалификации по должности «тьютор», согласно квалификационной характеристике (приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н) следующие: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
      Вместе с тем, в соответствии с п.23 Порядка аттестации аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела»Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (см. вышеупомянутый приказ) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
      Т.о., если ваше образование не соответствует указанным требованиям, а руководитель решит принять вас на работу, он должен получить согласие аттестационной комиссии. О необходимости прохождения курсовой подготовки решает организация. Обучение ведется за счет организации.

  4. Входит ли в обязанность тьютора сопровождение ребенка( дцп) по территории школы?

    1. Добрый день, Ульяна! Советуем обратиться к должностной характеристики вашего тьютора. Её можно найти на сайте вашей образовательной организации.

  5. Добрый день!
    У меня ребенок учится по программе 8.1. Диагноз РАС. До какого класса и даже четверти должен находиться тьютор с ребенком?

    1. Добрый день, Антон! Зайдите на наш сайт и кликните статью «Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе».

  6. Здравствуйте!Я являюсь тьютором своего ребёнка.У него РАС .Мы уже во втором классе.Мы прошли ПМПК комиссию и нам прописали 7 вид обучение с тьютором.В связи с этим директор школы утверждает,что её заставят взять меня в штат и она будет мне платить с бюджета школы.Скажите так ли это?

    1. Добрый день, Тамара! Да, это так. Как сказано в письме Минпроса России от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью», под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
      Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
      — на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
      — на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
      — на постоянной основе.
      Подробности читайте в нашем блоге в статье » Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе.
      «.

  7. Здравствуйте,подскажите,сколько времени у тьютора ,работающего в коррекционной школе,с ребенком с РАС,должно уходить на занятия с ним,а сколько на подготовку документации и пособий

    1. Добрый день, Иван! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо на сайт Минпроса РФ.

  8. Добрый день! Скажите с высшим образованием, специальность — тьютор, но без стажа по этой должности, смогу устроиться на работу в школу?

    1. Добрый день, Татьяна! Согласно квалификационной характеристике (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н) по должности «тьютор» предъявляются следующие требования к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

  9. Добрый день! Работала педагогом-психологом в школе. Имею 1 квалификационную категорию как педагог-психолог. С сентября 2021 года переведена на должность тьютора. Можно ли на ставке тьютора учитывать 1 категорию педагога-психолога? На какие документы можно ссылаться

    1. Добрый день, Светлана! Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, тьютор и педагог-психолог являются разными должностями. Следовательно, аттестация педагогического работника по должности педагог — психолог не предполагает установления квалификационной категории по должности тьтор. Вместе с тем, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах образовательных организаций могут предусматриваться положения об оплате труда с учетом имеющейся квалификационной категории по другой должности.
      Информация предоставлена на основании Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность Общероссийского профсоюза образования.

  10. Добрый день!

    Подскажите, пожалуйста, если ребенок находится на индивидуальном обучение , но занимается с педагогами в школе, есть ли возможность прикрепить к нему тьютора? Не будет ли противоречия между индивидуалкой и тьютором?

    1. Добрый день, Анна! КАк сказано в письме Минпросвещения от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О введении в школе должностей тьютора и ассистента (помощника) для сопровождения детей с ОВЗ», эта должность вводится в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. Для официального ответа вы можете обратиться в Минпрос РФ на горячую линию по телефону:
      +7 (985) 457-67-15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *