Тьютор в школе: нормативная база
Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой договор работника с работодателем.
Здесь для вас квалификационная характеристика тьютора , направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.
Нормативно-правовые акты являются основанием для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.
При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:
- имеет должностные обязанности:
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
- должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;
методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
- должен иметь (требования к квалификации):
высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.
Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:
тьютор:
- работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
- ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся в отдельном журнале;
- еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
- один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
- подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
- представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
- отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед директором школы, заместителем директора по УВР, на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
- разрабатывает организационно-методические материалы:
— комплекс вариантов индивидуальных образовательных программ и маршрутов,
— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,
— макет портфолио достижений обучающегося,
— макет индивидуального плана обучающегося;
- как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
- ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями) состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.
Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:
- рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
- рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
- рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
- развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
- расширение горизонтов образовательного, профессионального, социального самоопределения обучающегося.
Примерная документация тьютора:
- программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
- план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
- индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
- план-график работы с тьюторской группой;
- журнал учета посещаемости детей;
- анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
- портфолио обучающихся;
- материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.
Можно почитать
- Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
- Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.
- Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2012).
- Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58.
- Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
- Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
- Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
- Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе . – 2007. – № 2. – С. 57–62.
- Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60.
Некоторые сайты по проблеме
http://thetutor.ru/ — Тьюторская Ассоциация
http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»
http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html — Тьюторство в образовательном процессе
ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия
www.fondedu.ru — Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)
При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах
Информация очень полезная. Но хотелось бы узнать сколько детей закрепляется за тьютером и каков режим работы?
Добрый день, Ольга! Для получения официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы». Для информации: объем нагрузки тьютора определяются руководителем образовательной организации в соответствии с его должностными обязанностями.
Здравствуйте. Я филолог. По специальности учитель татарского языка, литературы и русского языка, литературы. Образование высшее. С 2017 года пришлось перейти на специальность педагог-тьютор. Но диплома по этой специальности нет. Нужен ли диплом на специальность педагога-тьютора?
Добрый день, Гульназ! В соответствии с ЕКС, утвержденным приказ Mинздравсоцразвития России)от 26 августа 2010 г. N 761н г. к к квалификации тьютора предъявляется следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Здравствуйте. Имею высшее специальное (дефектологическое) образование. Могу ли я работать тьютером на основании своего диплома, без прохождения дополнительных курсов?
Добрый день, Анастасия! Вопрос несколько не корректен. Требования к квалификации по должности «тьютор», согласно квалификационной характеристике (приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н) следующие: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Вместе с тем, в соответствии с п.23 Порядка аттестации аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела»Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (см. вышеупомянутый приказ) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Т.о., если ваше образование не соответствует указанным требованиям, а руководитель решит принять вас на работу, он должен получить согласие аттестационной комиссии. О необходимости прохождения курсовой подготовки решает организация. Обучение ведется за счет организации.
Входит ли в обязанность тьютора сопровождение ребенка( дцп) по территории школы?
Добрый день, Ульяна! Советуем обратиться к должностной характеристики вашего тьютора. Её можно найти на сайте вашей образовательной организации.
Добрый день!
У меня ребенок учится по программе 8.1. Диагноз РАС. До какого класса и даже четверти должен находиться тьютор с ребенком?
Добрый день, Антон! Зайдите на наш сайт и кликните статью «Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе».
Здравствуйте!Я являюсь тьютором своего ребёнка.У него РАС .Мы уже во втором классе.Мы прошли ПМПК комиссию и нам прописали 7 вид обучение с тьютором.В связи с этим директор школы утверждает,что её заставят взять меня в штат и она будет мне платить с бюджета школы.Скажите так ли это?
Добрый день, Тамара! Да, это так. Как сказано в письме Минпроса России от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью», под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
Подробности читайте в нашем блоге в статье » Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе.
«.
Здравствуйте,подскажите,сколько времени у тьютора ,работающего в коррекционной школе,с ребенком с РАС,должно уходить на занятия с ним,а сколько на подготовку документации и пособий
Добрый день, Иван! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо на сайт Минпроса РФ.
Добрый день! Скажите с высшим образованием, специальность — тьютор, но без стажа по этой должности, смогу устроиться на работу в школу?
Добрый день, Татьяна! Согласно квалификационной характеристике (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н) по должности «тьютор» предъявляются следующие требования к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.