Тьюторы в школе

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности тьютор, введение федеральных государственных  образовательных стандартов, переход на новую систему  оплаты труда работников образования открывают реальные возможности введения в школах должности тьютор.

По сообщениям СМИ Министерство образования и науки РФ планирует ввести тьюторов в российских школах как  новые штатные единицы с 2014 года.

Минобрнауки считает, что тьютор-наставник возьмет на себя функции классного руководителя, и тем самым позволит педагогу заниматься своей прямой обязанностью – преподавать профильный предмет. Планируется, что российский тьютор будет курировать сразу несколько классов одной возрастной группы или создавать собственные группы. На тьюторов будут возложены обязанности по индивидуальной работе с учениками. Они будут общаться с учеником, координировать его самостоятельные занятия, оказывать информативную помощь в выборе будущей специализации, способствовать достижению взаимопонимания с одноклассниками и преподавательским составом школы, а также подтягивать отстающих учеников по проблемным предметам.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых федеральных государственных образовательных стандартах, в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля.

В настоящее время  идет апробация возможных моделей тьюторства в пилотных регионах страны. Отрабатывается несколько моделей. Модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов, при этом они совмещают две должности. Модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя. Учителя занимаются преподаванием, а тьюторы — курируют классы.

Практика введения тьюторов в наших школах существует на протяжении нескольких лет. По сведениям   Татьяны Ковалевой, президента тьюторской ассоциации, первый опыт  тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке . В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально.

На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях  более 20 регионов РФ.   Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр.

Более 10 лет существует «Тьюторская Ассоциация», которая имеет филиалы в нескольких российских регионах и свой сайт.

1 сентября 2009 года в Московском педагогическом государственном университете состоялось открытие первой в стране магистратуры по тьюторству.

Есть также сертифицированные центры по подготовке тьюторов в некоторых российских городах, например, Томске, Ижевске, Волгограде, Чебоксарах и др.

Однако, институт тьюторства воспринимается педагогической общественностью неоднозначно.

Противники считают, что добиться реализации такой модели тьюторства в российских школах очень сложно.  Не всякий зарубежный опыт годится для России.

В Англии, где, собственно, и появились тьюторы, это традиционная и уважаемая должность. Там наставник ведёт ребенка всю школу, а потом передаёт институтскому коллеге. С ним обсуждают не только проблемы по учебе, но и личные трудности. Как это приживется на российской земле?В нашей стране все вопросы по учебе ребенок вполне может решить с учителем, а остальные с мамой или папой, считает член координационного совета московского родительского комитета Татьяна Боровикова.

Некоторые учителя считают, что,  не видя школьника в процессе обучения и не зная его реакции, тьютор вряд ли сможет оказать ученику такую же помощь, какую сегодня оказывают классные руководители.

Если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и  не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен, считает Т.Ковалева.

Необходимость тьютора в школе должна быть осознана директором и администрацией. Они должны понимать: им важно заниматься индивидуальными учебными планами или нет? А следовательно, нужен ли им тьютор.

Введение тьюторов  потребует разработки определенных школьных локальных актов: положение о тьюторе, должностная инструкция  и др.

 

При подготовке использованы материалы ряда интернет – сайтов: газеты «Известия», газеты «Комсомольская правда», сайт «Навигатор образования», статьи Галины Кулешовой,к.п.н., Т.М. Ковалевой,президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессора кафедры педагогики МПГУ, руководителя тьюторской магистратуры, ряда образовательных учреждений, «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08. 2009)

1 комментарий к “Тьюторы в школе”

Добавить комментарий для Ишкова Елена Юрьевна Отменить ответ