Развитие воспитательной компоненты в ОУ

К планированию и августовскому педсовету 2013

В этом году 1 сентября вступают в силу основные  положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые должны вступить в силу также с 1 сентября 2013 г. Проекты их опубликованы на сайте Министерства образования. Очевидно, при планировании работы ОУ на новый учебный год следует  учитывать их основные положения и поговорить о них на августовском педсовете. В любом случае основные положения в них сохранятся. Зачем потом перестраиваться, когда можно правильно выстроить сразу. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

После 90-х в течение довольно продолжительного времени вопреки логике, считалось, что образовательные учреждения не должны заниматься воспитательной работой. В органах управления образованием, от федерального до муниципального уровней,  были ликвидированы воспитательные отделы. Но, как известно,  «природа не терпит пустоты». И в умы молодежи новоявленные просветители, используя всевозможные средства, стали вколачивать все, что им заблагорассудится. Вот и получили мы то, что получили. Хотя на местах, в конкретных образовательных учреждениях понимали, что процесс воспитания нельзя выпускать из рук школы. Поэтому в школах по инициативе обучающихся и педагогов стали возникать неформальные молодежные организации  и объединения.

Следует отметить, что сейчас власть придержащие начинают осознавать, что обучение и воспитание – единый процесс, называемый образованием, и что в нем государство должно играть определенную роль. Сегодня уже признается, что  воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. О важности подготовки программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Президент Российской Федерации В.В.Путин говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Однако ОУ испытывают потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса,  в стандартах образования отсутствуют соответствующие четкие положения, определяющие качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России разработало и опубликовало на своем сайте  Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, в которой  учтены предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, общественных организаций и  профессионального сообщества.

Рабочая группа, подготовившая проект Программы, состояла из представителей Минобрнауки, Минспорта России, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Русской школьной педагогической Ассоциации, учреждений высшего профессионального образования.

Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

 «Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач», – говорится в Программе.

Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Подчеркнуто, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи.

Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;
  2. Нравственное и духовное воспитание;
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. Интеллектуальное воспитание;
  5. Здоровьесберегающее воспитание;
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  8. Правовое воспитание и культура безопасности;
  9. Воспитание семейных ценностей;
  10. Формирование коммуникативной культуры;
  11. Экологическое воспитание.

В результате реализации программы предполагается:

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
  • выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;
  • закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
  • создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Сроки реализации Программы:  2013-2020 годы.

Для реализации Программы предусматривается определенное ресурсное обеспечение, включающее разработку нормативно-правовой базы в сфере воспитания на региональном уровне, развитие действующей инфраструктуры воспитания,  подготовку кадрового потенциала в сфере воспитания, развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания, обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.

 

 

 

 

 

 

5 комментариев к “Развитие воспитательной компоненты в ОУ”

  1. Среди условий реализации программы отсутствуют психолого-педагогические или чисто психологические. А они важны и жаль, что это не понимают разработчики программы. Может быть пока она проект, эти условия можно будет добавить.

    Ответить
  2. Мне понравилось. Хотелось бы немного поразмышлять, высказать свое мнение ко всему происходящему в ОБРАЗОВАНИИ. Это мое мнение и с ним можно соглашаться, а можно и не согласиться 😉 Неужели необходимо было более 20 лет, что бы понять, что обучение и воспитание – это единый процесс.Как можно воспитать в ребенке любовь к Родине, если не читать, рассказывать, показывать, наблюдать и т.д.(т.е. обучать) о Родине? С опытом и стажем работы 😉 становишься смелее и понимаешь, что именно смелости не хватает людям, работающим в Министерстве образования, признать, что “Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А Васильевой соответствует тем требованиям, которые предъявляются ФГТ и ФГОС. Набор слов, иначе и не назовешь, все рекомендации, инструктивно-методические письма и т.п. документы, только отнимают время, которое так необходимо для совместной деятельности с детьми. “Время расставит все точки на свои места” – так и получилось. Конечно, время не стоит на месте, все меняется, но в погоне за призраком нового в образовании, выплеснули все то, что было наработано УМАМИ, все о чем сейчас пытаются писать и выдавать за новое, оказывается забытым, нет отвергнутым, старым. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяце уже миллионы лет, психические процессы в развитии то же имеют определенные временные периоды, а вот информационный мусор, требования, предъявляемые дошкольникам несутся в головы малышей и их родителей с такой скоростью, только ветер в ушах…И не надо лукавить, как мы с Вами, уважаемые взрослые решим, так и будет. И, что страшно, не воспитав в детях необходимых качест и не дав необходимых знаний, умений и навыков, мы предлагаем детям сделать выбор и наблюдаем как наши дети тычутся в реальность, не зная, что с ней делать, или, наоборот, они делают такое, что нам приходится разгребать такие завалы и лечить детей от депрессии. Спасибо.

    Ответить
  3. Целиком и полностью согласна Викторией!!! Сердце рвалось на части, когда в 90е годы выбрасывали из школы всё, что накоплено было замечательными педагогами -практиками…помните – педагогику сотрудничества…какие гиганты педагогики стояли у истоков… вырвали с корнями всё. что в себе несли детские организации – октябрята, пионеры. комсомольцы… да, были у них политические перегибы, но нельзя же бездумно, без оглядки. с огромным удовольствием охаивать всё подряд…что было святым для родителей и детей… Ну и что мы получили сейчас? Без стержня, без идеи, без веры подростков, которые творят сегодня то, от чего волосы дыбом поднимаются… и сейчас на пустом месте мы пытаемся возродить патриотизм, гражданственность. духовность… у детей, родители которых ничего этого за душой не имеют, это уже продукт перестройки, потерянное поколение…. Страшно встречать молодых родителей, которые врываются к учителю и за своего хама – подростка оскорбляют учителя , грозя ему “найти на него управу…” Как больно смотреть на униженного, оскорблённого, бесправного учителя… С тех пор, когда школа стала оказывать образовательные услуги, не отвечая за воспитание подрастающего поколения, мы потеряли не одно поколение…Я всегда задаю себе вопрос – “А судьи кто???” Посмотрите на тех, кто возглавляет органы образования? Какие они имеют убеждения? Идеи? Профессионализм? Внутренний стержень? – да это же профаны в образовании!!! То, что произошло у нас в образовании зависит от тех министров образования, которые пришли к руководству в эти времена… писать о своей боли, горечи можно бесконечно… только – а результат будет ли какой??? Но…хочется,,, очень хочется верить. что всё будет хорошо!!!

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Как сказал Чацкий в знаменитой пьесе А. Грибоедова «Горе от ума»: «Блажен, кто верует…»

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ