Как подготовить ОУ к новому учебному году

Традиционно у нас сложилось так, что ежегодно все образовательные учреждения проверяют и принимают (не принимают) к началу учебного года специальные комиссии. Этот процесс законодательно определен на федеральном уровне и ведомственными нормативными документами, согласно которым такими  полномочиями наделен учредитель государственного (муниципального) ОУ – администрация муниципального района, городского округа или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому учреждение непосредственно подчиняется. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся (подготовку ОУ) в соответствии с законодательством РФ и уставом ОУ несут его должностные лица.

Проверка готовности образовательного учреждения к новому учебному году осуществляется, как правило, в период с 10 по 25 августа. Допускается и досрочное проведение проверки.

Комиссия

Для проведения проверки Учредитель формирует межведомственную комиссию. В ее состав входят представители учредителя, профсоюза работников народного образования и науки РФ, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, органа внутренних дел, а также органа, осуществляющего управление в сфере образования. По усмотрению учредителя возможно привлечение и других организаций.

Предмет проверки

Предметом проверки является состояние ОУ, его готовность к новому учебному году и деятельности в осенне-зимний период:

  • наличие документации;
  • состояние здания и территории;
  • готовность учебных кабинетов и библиотеки к образовательному процессу;
  • состояние пищеблока и подсобных помещений для хранения продуктов;
  • санитарное состояние;
  • состояние медицинского пункта;
  • состояние помещений для занятий физической культурой;
  • противопожарное состояние и антитеррористическая защищенность;
  • укомплектованность педагогическими кадрами.

Могут включаться и другие вопросы по усмотрению учредителя.

Таким образом, задача руководителя – качественно подготовить ОУ к началу учебного года по всем направлениям и сдать его комиссии с первого предъявления. Для этого надо всего ничего – успешно потрудиться всему коллективу, а не надеяться на «потемкинские деревни». Подготовка должна начинаться заблаговременно и осуществляться по плану, утвержденному приказом руководителя ОУ, в котором  перечислены конкретные  виды работ, сроки и исполнители. Период подготовки – с января по август. При этом рекомендуется создать свою школьную приемочную комиссию, которая будет принимать объекты по мере их готовности.

При подготовке ОУ к предъявлению приемной комиссии обратите внимание на следующее.

Документация

Наличие документов: устав ОУ; лицензия на право ведения образовательной деятельности; свидетельство о государственной аккредитации; локальные акты; должностные инструкции; планы работы учреждения на учебный год, подготовки к новому учебному году и работе в осенне-зимний период; программа развития ОУ; образовательная программа ОУ; книги движения обучающихся; книги приказов; план повышения квалификации педагогических работников; трудовые книжки; журналы инструктажа по охране труда, пожарной безопасности и технической эксплуатации здания, журнал проверок. Все эти документы должны соответствовать действующему законодательству.

Обратите внимание, с 1 сентября вступает в силу новый закон об образовании. В течение лета Минобрнауки РФ могут быть приняты нормативные акты, которые потребуют внесения изменений и дополнений в действующие локальные акты ОУ или подготовки новых.

Готовность здания (зданий) ОУ к новому учебному году и работе в осенне-зимний период. Обратите внимание на:

1. Общее состояние помещений, качество выполненного текущего или капитального ремонта.

2. Состояние искусственного и естественного освещения. Замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы. Основные помещения ОУ должны иметь естественное освещение.

3. Хранение неисправных и перегоревших ртутьсодержащих ламп, порядок организации их вывоза из здания ОУ.

4. Состояние отопления, оснащение отопительных приборов регулируемыми кранами. Наличие систем учета, снижение теплопотерь.

В случае отсутствия централизованного отопления проверяется обеспеченность ОУ топливом (в процентах от годовой потребности) и условия его хранения.

5. Состояние системы вентиляции: исправность (неисправность) фрамуг в классах (групповых помещениях), а также принудительной вентиляции в пищеблоке (буфете), учебных мастерских и прачечной (при наличии).

Концентрация вредных веществ в воздухе в помещениях с постоянным пребыванием детей (учебные кабинеты, учебные мастерские, актовый зал, спортивный зал, библиотека) не должна превышать предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха в населенных пунктах.

6. Состояние холодного и горячего водоснабжения.

В соответствии с установленными требованиями подводкой горячей и холодной воды должны быть обеспечены помещения пищеблока (буфета), медицинский пункт, душевые, учебные кабинеты начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения и рисования, туалеты для детей и персонала, учебные мастерские.

7. Наличие резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока (буфета), медицинского пункта и туалетах, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения.

8. Обеспеченность механизированной подачи воды в пищеблок (буфет), медицинский пункт, туалеты при отсутствии централизованного (холодного и горячего) водоснабжения.

9. Состояние централизованной канализации, а при ее отсутствии – автономной канализации здания, выгребов или локальных очистных сооружений.

10. Наличие журнала технической эксплуатации здания (общего и технического состояния здания), актов проверки готовности кабинетов к новому учебному году, а также актов опрессовки отопительной системы, проверки ртутьсодержащих и ионизирующих приборов, находящихся в помещениях учреждения.

Состояние  территории

Обратите внимание на:

1. Наличие исправного ограждения учреждения по всему периметру территории. Соблюдение требований к озеленению территории.

Территория общеобразовательного учреждения должна иметь исправное  ограждение и озеленена. Озеленение предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, а кустарники – не менее 5 м от здания. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами (см. СанПиН).

2. Наличие и состояние наружного электрического освещения территории учреждения.

3. Состояние учебно-опытной зоны и ее площадь.

4. Наличие обновленных указательных знаков дорожного движения при подъезде к учреждению.

5. Состояние физкультурно-оздоровительной зоны и соблюдение требования о ее расположении (см. СанПин).

7. Наличие площадки для сбора мусора и договора со специализированными организациями о вывозе мусора, состояние мусоросборников, соблюдение требования о местонахождении площадки для сбора мусора на расстоянии не менее 25 м от окон и от входа в столовую (см. СанПин).

Учебные кабинеты и библиотека

1. Готовность учебных кабинетов, их санитарное и техническое состояние, обеспеченность мебелью, ее состояние и маркировка.

2.Готовность учебных мастерских, их санитарное и техническое состояние, обеспеченность исправным оборудованием и инструментом.

3. Наличие аудиовизуальных технических средств обучения и их состояние.

4. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий и тестов.

5. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета (наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, учебной и методической литературы).

6. Готовность школьной библиотеки, состояние фонда учебников и обеспеченность ими школьников; наличие научно-педагогической, научно-популярной, справочной и методической литературы.

Пищеблок и подсобные помещения для хранения продуктов

1. Состояния технологического и холодильного оборудования.

2. Наличие и состояние маркировки кухонного инвентаря и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов.

3. Наличие и состояние отдельных разделочных столов, ножей и досок из дерева твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых и готовых продуктов (не допускается использовать разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры).

4. Наличие и состояние посуды из нержавеющей стали для приготовления компотов и киселей.

5. Наличие и состояние отдельной посуды для кипячения молока.

6. Состояние столовой посуды и соответствие количества одновременно используемой столовой посуды и приборов списочному составу детей. Состояние обеденного зала, обеспеченность мебелью.

7. Состояния плиты для приготовления пищи, наличия аварийного титана.

8. Наличие посудомоечных машин или посудомоечных ванн,  их состояния и количество.

9. Наличие и состояние маркировки уборочного инвентаря, моющих средств, специальной ветоши, мочалок и щеток для мытья посуды.

10. Состояние холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пищевых продуктов, наличие в них специальных полок, легко поддающихся мойке, а также тары с крышкой для хранения сметаны и творога, наличие тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий и тары для перевозки продуктов, стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба.

11.Состояние темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов, наличие отдельных стеллажей для хранения капусты, ларей для хранения квашеных, соленых овощей, ящиков для хранения плодов и зелени, условий для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специй, сельди);

12.Наличие актов о проведении электроизмерительных работ (проверки состояния заземления и изоляции электросетей, электрооборудования, испытания и измерения сопротивления изоляции электропроводов), а также готовности оборудования пищеблока к новому учебному году.

Санитарное состояние ОУ

1.Медицинский пункт:

  • наличие медицинских помещений в соответствии с предъявляемыми требованиями, в т.ч. комнаты для заболевшего ребенка;
  • наличие необходимого медицинского оборудования и его состояние;
  • условия хранения скоропортящихся лекарственных средств;
  • установленный порядок дезинфекции медицинских инструментов многоразового пользования;
  • своевременность прохождения персоналом медосмотров;
  • наличие необходимой документации: медицинских книжек, санитарного журнала, инструкций по эксплуатации медицинского оборудования, акта проверки физиотерапевтического оборудования, плана профилактических мероприятий и др.

В медицинском кабинете, помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки, необходимо дезинфицировать медицинские инструменты в соответствии с указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. Предпочтение следует отдавать стерильным медицинским изделиям одноразового применения.П. 12.10. СанПиН 2.4.2.2821-10

2.Состояние уборочного инвентаря, дезинфицирующих растворов и моющих средств (в т. ч. наличие маркировки с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, предназначения, даты приготовления) и условия их хранения.

3. Установленный порядок проведения влажной уборки учебных помещений и пищеблока.

4. Планирование мероприятий на случай неблагоприятной эпидемиологической ситуации.

5. Обеспеченность работников спецодеждой, наличие мест для ее хранения.

Помещения для занятий физкультурой

1.Санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных площадок, спортивного оборудования и инвентаря.

2.Наличие раздевалок и душевых комнат и их состояние.

3.Наличие актов испытания гимнастических снарядов и оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.

Противопожарная безопасность

1. Состояние эвакуационных выходов.

2. Оснащение здания ОУ средствами оповещения людей о пожаре.

3. Наличие и состояние противопожарного водоснабжения и первичных средств пожаротушения: огнетушителей, пожарных кранов, рукавов, водоемов и резервуаров.

4. Наличие предписывающих и указательных знаков безопасности в коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях.

5. Состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и ограждений на крышах здания, слуховых окон чердачных помещений (они должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон подвальных и цокольных помещений.

6. Наличие и состояние электрических фонарей на случай отключения электроэнергии, автоматической пожарной сигнализации, а также договоров на ее обслуживание.

7.Наличие необходимой документации: правил пожарной безопасности; плана эвакуации в случае возникновения пожара, утвержденного приказом руководителя учреждения и согласованного с органами пожарного надзора; инструкций, определяющих порядок действий персонала при пожаре; приказов о назначении ответственных за состояние электрохозяйства и пожарную безопасность, а также приказов о мерах ее обеспечения и об установлении противопожарного режима; документов, подтверждающих прохождение курсов по программе “Пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность”; журналов инструктажа по пожарной безопасности; актов о замере сопротивления изоляции электропроводки и проверки пожарных кранов на водоотдачу и т. д.

Уровень антитеррористической защищенности

1 Наличие и состояние системы видеонаблюдения.

2. Наличие кнопки экстренной связи с органами внутренних дел, договора на оказание охранных услуг.

3.Наличие Плана антитеррористических мероприятий.

Укомплектованность учреждения педагогическими кадрами

  • укомплектованность кадрами, закрытие вакансий;
  • прохождение работниками профосмотра;
  • результаты аттестации и повышение квалификации педработников;
  • правильность расстановки педагогических работников.

Нормативные документы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  2. Федеральный закон от “О пожарной безопасности”
  3. Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”
  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
  6. Федеральные требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10”
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08”
  9. Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений
    к началу учебного года
  10. Приказ Минобрнауки РФ от 23.07. 2008 №213 «Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году»
  11. Региональные и муниципальные нормативные документы по подготовке ОУ к новому учебному году

Примечание

По итогам проверки ОУ комиссия составляет акт о готовности (неготовности) учреждения к новому учебному году, один экземпляр которого вручается руководителю ОУ.

В случае если комиссия принимает решение о неготовности учреждения к новому учебному году, в акте указываются нарушения, которые необходимо устранить, и устанавливается срок их устранения.

По истечении установленного срока в ОУ проводится повторная проверка.  Если нарушения не устранены, учредитель может принять решение о приостановлении деятельности учреждения. Кроме того, за нарушение норм пожарной безопасности и санитарных норм руководитель ОУ может быть привлечен к административной ответственности.

Оставьте комментарий