Вместо ПТУ и техникумов учебные центры

С 1 сентября 2013 года в основном вступает в силу закон “Об образовании в Российской Федерации”, в котором  такие образовательные организации как ПТУ,  колледж, техникум не предусматриваются. А где же тогда можно будет получить рабочую профессию?

 Здесь вы узнаете: Что такое учебный центр. Модели учебных центров. Направления деятельности учебных центров. Кто в  них может обучаться. 

В «Методических рекомендациях по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций», подготовленных минобрнауки РФ, взамен ПТУ,  колледжей, техникумов предлагается создавать учебные центры прикладных квалификаций (учебные центры профессиональной квалификации).

Что такое учебный центр

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций, далее – учебный центр) – это  самостоятельная образовательная организация,  структурное подразделение образовательной организации или структурное подразделение организации, осуществляющей обучение, осуществляющая образовательную деятельность по реализации практико- ориентированных образовательных программ.

Сегодня на рынке труда больше всего востребованы не юристы и экономисты, а квалифицированные рабочие или специалисты, имеющие навыки нескольких профессий. Причем работодатели готовы платить за это приличные деньги. Например, в Москве повар может рассчитывать на 90 тысяч рублей, токарь – на 80 тысяч. Правда, от повара будет требоваться не только умение приготовить борщ или сделать салат “Оливье”, но и владение карвингом – искусством нарезки овощей, умение готовить соусы и др. Все эти  дополнительные навыки можно получить  в центрах прикладных квалификаций.

Модели учебных центров:

1.Открытая образовательная система – образовательные организации,  ориентированные на региональные рынки труда, осуществляющие подготовку кадров для различных организаций территории, – региональные учебные центры.

Учредителем такой образовательной организации могут быть Российская Федерация,  субъект Российской Федерации (государственные учреждения). Региональные учебные центры могут быть созданы вновь или на базе действующих ПТУ, колледжей и техникумов.

Например, в г.Пензе на базе десятка учреждений профессионального образования создан многопрофильный колледж. В г.Москве функционирует 9 учебных центров.

2. Закрытая образовательная система – организации корпоративного образования, ориентированные на потребности кадрового обеспечения организации – учредителя: предприятия, корпорации, фирмы – корпоративные  учебные центры. Они могут быть созданы как вновь, так и на базе учебных центров, которые есть во многих крупных компаниях, например, у ритейлеров – сетевой торговли.

Учреждение региональных и корпоративных учебных центров также принципиально возможно любыми юридическими и(или) физическими лицами, но, как правило, это именно крупная компания (негосударственные организации: АНО, фонд, учреждение).

Учебные центры, ориентированные на подготовку кадров для малого и среднего бизнеса, как правило, многопрофильные.

Учебные центры, ориентированные на подготовку кадров для крупных компаний, приоритетных для региона (доминирующих в регионе) отраслей могут быть отраслевыми.

Основные направления деятельности учебных центров

Региональных:

1.образовательная деятельность: реализация программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, соответствующих типу образовательной организации;

2.мониторинг потребностей территориальных рынков труда в подготовке, переподготовке и повышении квалификации по профессиям рабочих (должностям служащих);

3) учебно-методическая деятельность;

4)оказание услуг в области профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения;

5) производство товаров и услуг по профилям обучения в учебном центре.

Корпоративных:

1.образовательная деятельность: реализация программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, соответствующих типу образовательной организации;

2) учебно-методическая деятельность;

3) оказание услуг в области профессионального консультирования и карьерного роста.

Здесь значительную долю программ составляют программы, ориентированные на «доучивание», повышение квалификации или переподготовку (обучение вторым (смежным) профессиям, обучение на курсах целевого назначения, в том числе подготовку к работе на конкретном рабочем месте (конкретном оборудовании) и т.д.).

В учебных центрах компаний, занимающихся высокотехнологичным производством, преобладают программы, направленные на подготовку высококвалифицированных рабочих на базе имеющейся начальной квалификации.

Обучение в учебном центре осуществляется по практико-ориентированным образовательным программам, результаты подготовки по которым соответствуют 3–6 квалификационным разрядам.

Кто будет учиться в учебных центрах

В региональных учебных центрах будут учиться, в основном, выпускники школ; люди, имеющие или получающие начальное, среднее или высшее профобразование; молодежь после завершения службы в рядах Российской Армии; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет; работники, которым грозит увольнение; лица предпенсионного и пенсионного возраста. Всем им будут предлагаться краткосрочные программы по востребованным специальностям или возможность получить дополнительную квалификацию, чтобы найти хорошее предложение на рынке.

Корпоративные учебные центры примут на обучение людей, уже имеющих базовую профподготовку; выпускников колледжей; людей, которые уже имеют достаточный практический опыт; демобилизованных из Вооруженных Сил, получивших квалификацию в период службы; лиц, вновь принимаемых на работу.

Для реализации поставленных целей и задач учебные центры будут оснащены современным оборудованием, иметь квалифицированный кадровый потенциал  руководителей, педагогов и методистов, привлекаемых к процессу обучения специалистов – практиков из организаций – социальных партнеров, при широком участии работодателей в органах управления учебным центром и оценке качества подготовки выпускников.

4 комментария к “Вместо ПТУ и техникумов учебные центры”

  1. У нас учебное заведение Щёлковский Учебный Центр, с сентября, скорее всего объединится с Красногорский Государственным Колледжем. Какие бы вы профессии нам могли порекомендовать или как эти профессии рекламировать (например на Закройщик почти никто не идет, а предложения по работе на сайт к нам нередко приходят)?

    Ответить
    • Уважаемый Денис!
      Чтобы дать Вам более или менее правдоподобные рекомендации (общими пестрит интернет), необходимо заняться хотя бы элементарным маркетингом. Дилетанство здесь ни к чему.
      А совет такой. Изучите потребности заказчиков: родителей обучающихся, потенциальных обучающихся, работодателей, производственного окружения, выявите предпочтения. Изучите прогноз хотя бы на 3-5 лет. И тогда станет более менее что-то понятно. Вы находитесь в развивающемся регионе. Это, что касается основных профессиональных программ.
      Следовать непосредственным потребностям рынка помогут краткосрочные 80- часовые, 6-месячные программы.
      Теперь о рекламе. Читайте интернет – там все есть. Кроме того, опыт рекламирования у вашего учреждения имеется. Ничего нового тут не придумаешь: устная, письменная информация через различные средства, но главное – личное общение с потенциальным контингентом: тесное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, встречи с обучающимися и их родителями, педагогическим персоналом ОУ, дни «открытых дверей» в течение всего учебного года, а не перед набором, совместные мероприятия обучающихся и педагогов учебных учреждений, предоставление для школьников учебной базы вашего учреждения и т.д.
      Подружитесь с потенциальными работодателями ваших выпускников. Заключите с ними соглашение о сотрудничестве, позовите в социальные партнеры. Организуйте практику обучающихся на их базе и т.д. Совместно вы обязательно что-то придумаете.
      Вообщем, хочешь жить – умей вертеться. Советские времена – на профучебу по разнарядке, давно прошли. Удачи Вам!
      PS. Если произойдет объединение с колледжем, то он и будет диктовать политику. Вероятно, это будет лучший вариант, ведь в окружении у вас конкурентов предостаточно.
      Ветеран наробраза

      Ответить
  2. Добрый день!
    Приводим в порядок документацию в соответствии с законом.Унас Частная образовательная организация “Учебный центр Стор”. Мы не можем отнести свой центр ни к одному из перечисленных типов организаций. В основном реализуем программы обучения и повышения квалификации рабочих

    Ответить
    • Добрый день, Валентина!
      В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих реализуются профессиональной образовательной организацией, в качестве основной цели деятельности которой является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (см. ст. 12 раздел 3 подраздел 3, ст. 23 раздел 4 подраздел 3, ст.73 (особо раздел 6), ст.108 раздел 1 подраздел 2 закона об образовании.
      Т.е. в соответствии с законом профессиональное обучение, которое ранее осуществлялось в ПТУ, теперь осуществляется в профессиональных образовательных организациях – учебных центрах профессиональной квалификации, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
      Советуем также ознакомиться с письмами Минобрнауки РФ от 10.06.2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» и от 9.07.2013 г. № ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений», а также приказом Минобрнауки РФ от 14.06. №464.

      Ответить

Добавить комментарий для Валентина Отменить ответ