ЭЖ и ЭД: проблемы и решения
В соответствии с действующим законодательством с 1 января 2014 г. все образовательные учреждения в обязательном порядке должны перейти на ведение классных журналов и дневников обучающихся в электронной форме.
Вместе с тем в настоящее время ЭЖ и ЭД уже введены в отдельных школах и даже в целых регионах по их собственной инициативе или по решению органов управления образованием. Отношение к этому нововведению у родителей и учителей неоднозначно.
Цитаты из УГ :
«Электронные журнал и дневник очень удобны. Мне нравится с ними работать. Но при условии отмены бумажных аналогов. Иначе это лишь усиливает бюрократию в нашей профессии».
«Бумажный дневник — мощное средство воспитания. Особенно если он в твёрдой обложке».
«Бред эти электронные дневники, ничего хорошего от них не будет».
«Страшно. Страшно, что духовное и физическое здоровье наших детей не волнует ни правительство, ни их родителей (большинство из них). Как хочется закричать: Очнитесь! Мы ведь люди, а не компьютеризированное стадо!»
Таким образом, в процессе перехода на ЭЖ и ЭД возникают определенные проблемы, которые надо решать, а тем, кому такой переход предстоит – предупредить их.
Проблемы родителей:
- не все семьи обеспечены компьтерами, мобильной связью, доступом в интернет, особенно в сельской местности. По некоторым данным обеспеченность составляет 60-80%. В отдельных сельских населенных пунктах до сих пор нет ни интернета, ни мобильной связи. Поэтому родителям, которые не имеют соответствующих возможностей, приходится пользоваться бумажной распечаткой, за которой надо ходить в школу ;
- недостаточная ИКТ-компетентность. Нельзя с достаточной уверенностью утверждать, что все родители являются уверенными интернет-пользователями. Нет никаких гарантий, что они легко ориентируются на сайте госуслуг или в системе региональных электронных дневников, не потеряют свой пароль и не забудут адрес сайта;
- непонимание сути вопроса. Часть родителей относится к введению электронного журнала с безразличием, а часть — вообще против перехода на ЭЖ и ЭД;
- нежелание определенной категории родителей заниматься вопросами обучения и воспитания своих детей — они как не заглядывали в бумажный дневник, так и не заглядывают теперь в электронный;
- некоторые родители считают что такой тотальный контроль, который обеспечивает электронный дневник и журнал, — это тоже плохо. Ребенка контролировать нужно, но он и своей головой должен думать.
Проблемы школы:
- Технические:
— недостаточная обеспеченность компьютерной техникой и интернетом. В связи с чем доступ к компьютеру не всегда в удобное для каждого учителя время. Приходится ждать своей очереди или работать дома;
— низкая скорость школьного интернета;
— неудачный выбор ПО. В результате программа не всегда работает корректно, происходят сбои, зависания и т.д., приходится ждать;
— проблемы со взломом системы. Сейчас достаточно много молодых и перспективных граждан, которые шарят неплохо в этой сфере. Чтобы им противостоять нужен нормальный, а значит дорогой, сисадмин. У школы нет средств, чтобы платить за «охрану» дневников и журналов;
- недостаточная ИКТ-компетентность учителя;
- учителя не успевают заносить все данные своевременно, что не дает возможность родителям оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию;
- учителя ведут заполнение ЭД и ЭЖ в электронном и письменном виде, т.е. имеют двойную нагрузку и требуют соответствующей доплаты;
- есть школы, где всю работу ведет классный руководитель, выставляя все оценки, задания и т.п. за день по своему классу по всем предметам. Поэтому нет никакой прямой связи с предметниками;
- проблема с персональными данными. Заставить субъекта персональных данных дать своё согласие на обработку его персональных данных с целью ведения его электронного дневника не представляется возможным, а значит, использование электронного дневника учащегося является делом добровольным;
- остустствие компьютеров у ряда родителей обучающихся вызывает необходимость делать для них распечатки. Это дополнительная нагрузка и дополнительные расходы;
- с введением электронных дневников, родители и педагоги вообще не видят друг друга. Они видят лишь записи в дневнике, т.е. с переходом на «общение онлайн» у них и вовсе отпадет охота идти в школу;
- письма и судебные процессы, начатые родителями против ЭЖ и ЭД.
Кто виноват, понятно. Теперь, что делать?
1.Провести мониторинг родителей, учителей и учащихся. Выявить проблемы ЭЖ и ЭД и определить пути их решения.
2. Попытаться решить технические проблемы. Ищите спонсоров, благотворителей, зарабатывайте.
3.Педагогам и управленцам школ нужно способствовать популяризации преимуществ электронного взаимодействия.
Школа должна активно заниматься разъяснительной работой по вопросам использования ЭЖ и ЭД среди учителей — в рамках МО, а среди родителей обучающихся — в рамках родительского университета, вовлекая родителей в сетевую деятельность, разъясняя принципы работы системы электронного дневника и т.д., особенно на селе, где школа является единственным просветительским центром в сфере информационных технологий. Необходимо разъяснять вопросы, касающиеся не только использования персональных данных, но и сёрфинга по образовательным порталам, работы с электронными образовательными ресурсами, проектной деятельности с ИКТ и т.д.
4. Следует уделить большее внимание формированию ИКТ-компетенций родителей — в рамках бесплатных занятий на базе школьного компьютерного кабинета, а учителей – в форме специализированной курсовой переподготовки. Школа должна стать тем местом, где и родители, и дети повышают уровень информационной компетентности.
5.Тщательно подходить к выбору ПО. Сегодня на рынке представлено огромное количество решений в этой области. По отзыву ряда образовательных учреждений наиболее оптимальным решением является www.klassinfo.ru
6. Мотивировать педагогов, работающих с ЭЖ и ЭД, особенно на первых порах.
Правовые основы введения ЭЖ и ЭД
Нормативная база
а) Федеральный уровень
- Письмо Минобрнауки от 15февраля 2012 г. №АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения успеваемости в электронном виде».
Часть 1. «Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации». Методические рекомендации.
Часть 2. «Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в образовательных учреждениях Российской Федерации». Единые требования.
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273-ФЗ.
- Федеральный закон №135 от 26 июля 2006 года «О конкуренции».
- Федеральный закон №210 от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
- Федеральный закон №149 от 27 июля 2006года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
б) Региональный уровень
Минобрнауки России рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в переходный период развития электронного документооборота оказать помощь образовательным учреждениям в разработке локальных нормативных актов, в том числе минимизирующих необходимость перевода информации из «электронного журнала» в бумажный вид в зависимости от используемых в ОУ информационных систем учета, а также определяющих требования к форме документов на бумажном носителе, когда они необходимы.
в) Уровень общеобразовательного учреждения
Локальные акты:
- приказ «О введении электронных журналов успеваемости и электронных дневников обучающихся в общеобразовательном учреждении» с приложениями;
- приказ о выборе системы пользования ЭЖ и ЭД с приложениями;
- регламент предоставления государственной услуги — электронного журнала и электронного дневника;
- план мероприятий по внедрению проекта по переходу на ЭЖ и ЭД;
- положение о ведении ЭЖ и ЭД;
- инструкция по ведению учета учебной деятельности с помощью ЭЖ;
- инструкция по ведению ЭД;
- согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или совершеннолетнего обучающегося на обработку персональных данных обучающегося;
- график обучения педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) работе в электронном журнале успеваемости и электронном дневнике;
- дополнения в должностные инструкции работников школы (см. в настоящем блоге Должностные обязанности сотрудников ОУ в связи с введением ЭЖ ).
В результате предоставления услуги по ведению электронного дневника и электронного журнала успеваемости обучающиеся и их родители (законные представители) должны получить доступ к актуальной и достоверной информации:
- сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающегося;
- сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося;
- сведения о результатах итоговой аттестации обучающегося;
- сведения о посещаемости уроков (занятий);
- сведения о расписании уроков (занятий);
- сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
- содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.
Трудовое законодательство
Общие правила ведения учета в ЭЖ и ЭД
Нормативными документами установлены следующие общие правила ведения учета в ЭЖ и ЭД:
- внесение информации о занятии и об отсутствующих должны производиться по факту в день проведения;
- внесение в журнал информации о домашнем задании должно производиться в день проведения занятия. Задание должно вноситься в журнал не позднее, чем через 1 час после окончания всех занятий данных обучающихся;
- рекомендуется заранее размещать задания, чтобы у обучающихся была возможность заблаговременно планировать свое время;
- результаты оценивания выполненных обучающимися работ (письменных) должны выставляться не позднее 1 недели со дня их проведения в соответствии с принятыми в ОУ правилами оценки работ.
Вместе с тем, поскольку нормативная база ведения электронного документооборота не обеспечивает решения всех задач, принятых для документооборота в бумажной форме, в ряде случаев возникает необходимость вывода информации в электронном виде на бумажный носитель.
Должностные обязанности учителя
Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» определена должностная обязанность учителя осуществлять «контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)».
ТК РФ
При введении электронных форм учета необходимо обеспечить соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом. В соответствии со статьей 74 главы 12 раздела III Трудового Кодекса Российской Федерации «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда» о необходимости перевода учета учебной деятельности в электронный вид работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца.
Контроль
Контроль за ведением ЭЖ и ЭД осуществляет администрация ОУ по следующим направлениям:
- проверка своевременности отражения в журнале занятий;
- проверка своевременности выставления отметок;
- проверка наполняемости отметок (в течение отчетного периода);
- проверка отражения посещаемости занятий;
- проверка выполнения учебной программы;
- проверка заполнения раздела домашних заданий;
- проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся, требованиям по содержанию и объему;
- учет замененных и пропущенных уроков (занятий);
- ведение табеля учета рабочего времени педагогических работников.
А что по нашей территории
Приказом министра образования Пензенской области от 15.02.2013 №111/01-07 руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям государственных образовательных учреждений, учредителем которых является минобр области, рекомендовано в срок до 15.02.2013 организовать внедрение и использование общеобразовательными учреждениями области модуля «Электронная школа» ЭСО, расположенного на портале http:// www.edu-penza.ru.
При подготовке использованы материалы интернет-сайтов минобрнауки РФ, образовательных учреждений и интернет – форумов.