Рабочая программа по учебному предмету
Как в действующем, так и в новом законе об образовании нет прямого определения рабочей программы по учебному предмету, но вместе с тем им устанавливаются ее место и значение в системе образования. Так, этот термин входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также понятия «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации, определяющей «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» (статья 2 главы 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Понятие рабочей программы
Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, педагогическим работникам которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ» . Они также обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Таким образом, рабочая программа по учебному предмету (далее – рабочая программа) является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации и представляет, по определению А.Б. Воронцова, совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
Содержание рабочей программы
Т.к. законом об образовании не определены требования к рабочей программе. педагог может выбрать самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Например, рабочая программа может быть составлена по аналогии с требованиями к типовой учебной программе, а учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, на основе рекомендаций региональных методических служб рабочие программы включают следующее содержание:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
- технологии преподавания и проверки достижения запланированных результатов;
- рекомендуемая литература (для учителя и обучающихся).
К рабочим программам могут прикладываться различные документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.
Структура рабочей программы
В соответствии с означенным содержанием рабочая программа может иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- планируемые результаты по окончании изучения курса;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- содержание учебного предмета по годам обучения;
- внеурочная деятельность учащихся по предмету;
- контрольные материалы (тесты, контрольные работы, задания и др).
Возможные затруднения
Создание рабочей программы достаточно трудоемкий процесс. Основные затруднения, особенно для молодого специалиста, связаны обычно с такими проблемами:
- описание требований к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения;
- необходимость пересмотра самого содержания, основанного на анализе избыточного и возможного недостающего информационного материала;
- разработка контролирующих материалов, позволяющих получить объективную информацию о сформированности специальных предметных и общих учебных умений обучающихся.
Администрирование рабочей программы
Порядок и сроки рассмотрения рабочей программы устанавливаются локальным актом общеобразовательной организации. Они могут быть, например, такими:
- рассмотрение проекта рабочей программы на заседании методического объединения школы (научно-методического совета школы);
- ШМО или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочей программы;
- при необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) соответствующих профильных кафедр учреждений высшего профессионального образования, регионального института повышения квалификации;
- при положительном решении представление рабочей программы в администрацию общеобразовательного учреждения для утверждения;
- рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется соответствие учебника, предполагаемого для использования из рекомендованного перечня, даты контрольных работ, их количество в классе и соответствие требованиями СанПиН, положениям локальных актов общеобразовательного учреждения;
- после согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения.
Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания и на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.
Гриф согласования заместителем директора также ставится на последней странице рабочей программы (внизу слева): СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Гриф утверждения ставится на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Утверждение рабочих программ осуществляется до начала учебного года. После утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном общеобразовательном учреждении.
Делопроизводство и контроль
Один экземпляр утверждённых рабочих программ обычно хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.
Администрация общеобразовательной организации осуществляет контроль за реализацией и выполнением рабочих программ в соответствии с планом ВШК.
Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Конечно, задача администрации не сводится только к контролю. Главное — помочь учителю в её составлении и реализации, особо начинающему учителю, не имеющему ни практики, ни опыта в написании подобных бумаг.
Интернет-ресурс Правила составления рабочих программ по новым стандартам
В 2013-14 году первый класс стал заниматься по линии Школа 2100. Надо ли учителю в рабочую программу включать календарно-тематический план сразу на все 4 класса? Вот такой у нас вопрос.
сколько лет должно храниться у учителя календарно-тематическое планирование?
Добрый день, Ольга!
Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую службу или на сайт « Вопросы-ответы по праву в образовании — Российский общеобразовательный портал …». На этом же сайте можно также найти и ответы, если ранее подобные вопросы уже задавались. Например, вот какой ответ был найден на вопрос о хранении в ОУ календарно-тематического планирования по учебным предметам:
«Законодательством РФ хранение данного вида планов не определено, но поскольку такие документы позволяют отследить выполнение образовательной программы, то руководствуясь общими требованиями к хранению управленческой документации по текущему планированию деятельности («Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения», утв. Главархивом СССР 15.08.1988) такие планы можно хранить в режиме от 1 года до постоянного хранения. В данном случае организация своим локальным актом о делопроизводстве определяет не только вид документа, но и сроки его хранения.
С уважением, Елена Болотова». 2012 г.
Не соответствует нормативным актам:
Требования к рабочим программам упрощены
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три.Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.