Об изменениях в новом законе об образовании

Закон «Об образовании в Российской Федерации» объединил два действующих закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании», а также целый ряд действующих нормативных правовых актов в сфере образования. Новое в этом законе коснулось всех уровней.В понятийном аппарате

Введено ряд новых понятий: образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организации, осуществляющие образовательную деятельность; отношения в сфере образования,  участники образовательных отношений, участники отношений в сфере образования; конфликт интересов педагогического работника; и другие.

В дошкольном образовании

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. Оно отделяется от «присмотра и ухода» за детьми, т.е. учить ребенка в детском саду станут бесплатно, а за присмотр и уход нужно будет платить. Плата определяется учредителем. Малообеспеченные родители по решению учредителя могут платить меньше или не платить вообще. От платы освобождаются  дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

В сфере общего среднего образования

Перераспределяются полномочия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Закрытие сельской школы может произойти только с одобрения сельского схода.

Изменяются наименования типов и видов образовательных организаций. О гимназиях и лицеях в законе речи не идет. Специализация образовательного учреждения может быть указана в его названии.

Право преимущественной записи в первые кассы получают те, кто проживает на территории, к которой прикреплена школа.

В школы с углубленным изучением каких-либо предметов прием будет производиться индивидуально в средних и старших классах.

Определены особенности получения образования иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Отдельно прописано право ребенка на качественное инклюзивное образование по адаптированным программам. Школы, которые будут вводить инклюзивные программы,  обязаны создать детям с ограниченными возможностями здоровья условия для получения качественного образования без дискриминации.

Введено понятие «безопасность школьной среды», что упрощает предъявление претензий к школе по  причине несчастного  случая с обучающимся.

Более подробно говорится о мерах дисциплинарных взысканий.  К учащимся  будут применяться более строгие требования  по вопросу  дисциплины и успеваемости,  вплоть до исключения из школы, в т.ч.  и в случае невыполнения обучающимся  обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Даны  понятия сетевого и электронного обучения, которые  могут быть использованы на всех уровнях образования.

Результаты ЕГЭ будут действительны на протяжении 4 лет.

В законе закреплен принцип светского характера образования в государственной школе и практика преподавания ОРКСЭ. Религиозные организации получили право проверять программу курса на соответствие вероучению, а также рекомендовать для работы в школах своих педагогов.

Отдельные статьи посвящены статусу учителя и руководителя. Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Что касается оплаты труда учителей, то согласно закону она не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Курсовую переподготовку учитель обязан проходить через каждые 3 года, а не раз в 5 лет.

В среднем профессиональном образовании

Профтехучилища, предлагающие программы начального профобразования, будут закрыты.

Учебные заведения получили право вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование.

Разрешено производить отбор учащихся в творческие учебные заведения по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

В сфере высшего образования

Согласно новому закону об образовании студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Сокращаются льготы для поступления в вуз, а вместо этого отдельным категориям льготников предоставляется возможность  бесплатного обучения на подготовительных курсах. Получают право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (только один раз) дети-инвалиды, не попавшие в квоту, а также сироты, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя — инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других силовых ведомств.

Поступить в вуз можно будет только по результатам ЕГЭ, за исключением МГУ, СПБГУ (а также нескольких других федеральных вузов), где придется сдавать дополнительные экзамены.

Без вступительных испытаний  поступать в вуз предоставлено право победителям и призерам  олимпиад.  Для поступления «на бюджет» вне конкурса  для детей-инвалидов установлена квота — 10% от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специализации), при условии успешного прохождения  ими вступительных испытаний.

Льготникам также предоставляются в первоочередном порядке жилые помещения в студенческом общежитии, и они освобождаются от платы за проживание.  В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы.
В военные вузы преимущественное право поступления при прочих равных условиях предоставляется «детям граждан, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы двадцать лет и более».

Закон обязывает все вузы участвовать в мониторинге Минобрнауки.

17 комментариев к “Об изменениях в новом законе об образовании”

    • Уважаемая Елена! Ответ на свой вопрос Вы можете найти в настоящем блоге в статьях “Частная и индивидуальная образовательная деятельность в законе об образовании” и “О чартере”

      Ответить
    • Уважаемая Гульшат!
      Вопросам бакалавриата и специалистета в законе об образовании в РФ посвящены специальные статьи: статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Отметим некоторые новеллы этих статей:
       Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов (подробности см. в статье “Хорошая новость для абитуриентов” настоящего блога).
       При приеме на обучение в творческие вузы они вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (подробности в материале “Дорогу в творческий вуз — талантам” нашего блога).
       Вузам быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение Перечень таких образовательных организаций, специальностей и (или) направлений подготовки утверждаются Правительством Российской Федерации (такой документ см. на сайте минобрнауки РФ).
       При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут быть предоставлены особые права, например, прием без вступительных испытаний; преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях; прием на подготовительные отделения федеральных вузов для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которым можно воспользоваться только один раз (подробности в Законе).
       И другие.
      Кстати: в 2014 году отношение количества бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета к количеству выпускников школ планируется увеличить до уровня 56 бюджетных мест на 100 выпускников школ (в 2013 году – 52 бюджетных места на 100 выпускников школ).

      Ответить
  1. Здравствуйте,подскажите пожалуйста,работники образовательных учреждений,таких как школы, лицеи, колледжи и т.д. освобождаются от оплаты сада по новому закону???

    Ответить
  2. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, А многодетные в новом законе все также пользуются льготами на оплату д/с. Точнее не отменили ли льготу федеральную 50% оплаты за д/С для многодетных семей или есть что то еще, я запуталась и ни как не разберусь в оплате.

    Ответить
    • Уважаемая Лена!
      Законом об образовании определено, что пребывание ребенка в детсаду складывается из двух составляющих: образования, присмотра и ухода. Образование оплачивается государством, а присмотр и уход – родителями.
      Размер родительской платы, льготные категории регулируются местными нормативными документами. Познакомиться с ними можно на сайтах органов местной власти, управления образованием, детского сада. Например, в ряде территорий от оплаты полностью или частично освобождаются родители-инвалиды, воспитанники детских домов, многодетные семьи и др.
      Советуем также почитать в настоящем блоге «Об оплате за детсад-мнение замминистра», «О плате за детсад по-новому» в рубрике «Полезные новости».

      Ответить
  3. что то ни как не могу найти в законе норму про «безопасность школьной среды». Или данные нормы раскиданы по закону, а термин является научным?! тупею(

    Ответить
    • Уважаемая Марина!
      По определению Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды г. Москва «Безопасность образовательной среды — совокупность определённых видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищённость всех участников образовательного процесса».
      См. ст. 41. Охрана здоровья обучающихся, ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

      Ответить
  4. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я из многодетной семьи и у меня умер отец в прошлом году. вхожу ли я в льготу и прохожу ли на бюджет в ВУЗы. спасибо

    Ответить
  5. Здравствуйте! Я работаю преподавателем спец.дисциплин в колледже. Где в законе об образовании прописано что я должна каждые три года проходить стажировку на предприятии по специальности

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! Право на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года закреплено пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
      Необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем в соответствии статьями 187, 196, 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

      Ответить
  6. Осветите более подробно вопрос о переименовании образовательных организаций. Некоторые образовательные организации убирают из своего наименования слова “бюджетное”, “автономное”, “казённое”, а в письме Минобрнауки от 10.06.13 №ДЛ-151/17 написано совершенно обратное. Так какие слова должны быть убраны из наименования, а какие добавлены?

    Ответить
    • Уважаемая Елена! Eduinspector документы не комментирует. Для получения официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки.

      Ответить

Добавить комментарий для Гульшат Отменить ответ