Лучше поздно, чем никогда – школе возвращают воспитательную функцию

После распада СССР со школ сняли воспитательную функцию, во всех управленческих структурах сферы образования ликвидировали отделы воспитания, образование превратилось в услугу, а учитель – в обслуживающий персонал.

Ещё в 4 веке до н.э. философ древней Эллады, ученик знаменитого Платона сказал:, что природа не терпит пустоты. И мы получили то, что получили.
Как отметила председатель национального родительского комитета Ирина Волынец, «родители, которые выросли в постсоветский период и получили образование без воспитания, сами испытывают сложности во взаимоотношениях со своими детьми», на каждом шагу мы «сталкиваемся с вопиющей родительской безграмотностью, непониманием главных основ воспитания».
Поскольку родителей никто не воспитывал, они не знают как это делается и испытывают большие затруднения в воспитании своих детей.
Как отметил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, молодые люди в силу возрастных, психологических и мировоззренческих особенностей могут попадать под влияние террористических, экстремистских и религиозных организаций, радикальных структур, а также криминальных авторитетов. Этим пользуются также иностранные спецслужбы и НКО, деятельность которых, в частности, направлена на разрушение нравственных устоев и традиционных российских ценностей.
По словам руководителя информационного центра Национального антитеррористического комитета (НАК) РФ Андрея Пржездомского, в России все чаще проявляются факты саморадикализации молодых людей, которые очень быстро становятся на путь терроризма. Поэтому сами террористы стали уже меньше уделять внимания идеологической обработке новичков, а просто указывают им цель для теракта.
Министр просвещения О.Ю. Васильева считает, что одна из главных миссий педагога – воспитать настоящего человека.
Минпросвещения России решило вернуть школе воспитательную функцию. В настоящее время Минпросвещения совместно с Институтом развития образования разработало и начало апробацию примерной программы воспитания обучающихся.
Программа разработана с целью «помочь школам создать и реализовать на практике собственные программы воспитания, способные решать проблемы гармоничного вхождения школьников в общий мир, налаживать ответственные взаимоотношения с людьми, заниматься профилактикой экстремизма». Программа разработана для начального, общего, среднего специального образования и соответствует ФГОС.
Как подсказки, предлагаются модульные программы. Школа может включать те модули, которые помогут ей реализовать свой воспитательный потенциал в наибольшей степени.
К концу 2019 года в 54 российских регионах откроется 95 Центров помощи родителям. В них родители смогут получать консультацию по широкому перечню вопросов, включая вопросы обучения ребенка, адаптации и социализации в детском коллективе, создания условий для оздоровления, готовности к обучению в школе.
Например, по информации РИА Пензенской области, в Пензенской области открывается 3 Центра психолого-педагогической помощи родителям, на создание которых выделяется более 22 млн рублей. Родители могут получить консультацию непосредственно в Центре, обратиться по телефону либо на сайт Центра.
С 1 сентября 2019 года в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта “Поддержка семей, имеющих детей”, начнет работу портал информационно-просветительский поддержки родителей. Портал будет содержать информацию по вопросам оказания методической, психологической помощи родителям, а также по вопросам, касающимся воспитания и обучения детей, которые не посещают детские сады и получают дошкольное образование дома.
Портал также обеспечит взаимодействие родительского сообщества с образовательными организациями.

Источник:
https://tass.ru/obschestvo/6631013
https://ria.ru/20190719/1556687500.html
https://ria.ru/20190327/1552149628.html
https://riapo.ru/penza/nacionalnye-proekty/v-penzenskoj-oblasti-poyavilis-centry-psihologo-pedagogicheskoj-pomocshi-roditelyam
https://activityedu.ru/News/k-2024-godu-vo-vseh-subektah-rf-budut-funkcionirovat-centry-pomoshchi-roditelyam-/

5 комментариев к “Лучше поздно, чем никогда – школе возвращают воспитательную функцию”

  1. Где можно посмотреть текст Программы воспитания? Если это часть ООП, то почему “апробация”? по ФГОС уже 10 лет как работаем. Столько написано про “апробацию программ образования”, но нигде нет текста того, что апробируем. Спасибо за ответ

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Блог не располагает подобной информацией. По словам замминистра просвещения РФ Ирины Потехиной
      сейчас закрепляются пилотные школы для проведения этой апробации. Любая школа может поучаствовать в этом процессе, а уже массовое внедрение программы воспитания во всех школах начнется в 2020-2021 учебном году. Советуем обратиться на сайт Минпроса РФ, например, через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить
    • СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
      УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
      В поисковую. строку внесите: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

      Ответить
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

    В этой стратегии определено духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:
    1) развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
    2) формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
    3) развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
    4) расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
    5) содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
    6) оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

    Ответить
  3. Воспитание – формирование у человека поведенческих качеств, соответствующих правовым, нравственным и культурным нормам, действующим в обществе, в коллективе.
    Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
    1) воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
    2) формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
    3) развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
    4) содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

    Ответить

Оставьте комментарий