В Указе Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача — обеспечить вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Для реализации этой цели Минпросвещеня России разработан нацпроект «Образование» на период 2019-2024 г.г.

Немаловажная роль в решении поставленной задачи принадлежит школьному учителю, который, по словам Министра просвещения России О.Ю.Васильевой, «не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью», а в школе должен быть «справедливый и понятный механизм», который позволяет педагогам «чувствовать себя достойно в материальном плане».
Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ было поручено доведение уже в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а к 2018 году — увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 — 1,5 раза.

Что в результате?
По данным федерального статистического наблюдения уже в 2016 году в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составляла 33 338 рублей.
В «Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования» от 06.06.2019 года отмечается, что показатели среднемесячной заработной платы педагогических работников, реализующих общеобразовательные программы, за январь-декабрь 2018 г. достигли целевого значения, равного 100% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе, во всех субъектах Российской Федерации.

По данным Росстата в 2018 году в целом зафиксирован рост среднемесячной заработной платы педагогических работников общего образования по сравнению с 2017 годом — с 34,9 тыс. рублей до 38,4 тыс. рублей (10,0%).
Самые высокие зарплаты у педагогов в Чукотском автономном округе — 93147,4 руб., Москве — 92 944,4 руб. и Ямало-Ненецком автономном округе — 90623,2 руб. в месяц. В то же время в Республике Дагестан — 20 958,6 руб., Кабардино-Балкарской Республике — 21 612,3 руб., Республике Ингушетия — 21645,7 руб.

Как видим, в целом дела обстоят неплохо. Вместе с тем, по  данным Росстата в 2019 году: 20% работников сферы образования имеют зарплаты ниже 14,7 тыс. рублей в месяц;  7% получают ниже МРОТ – порядка 9973 рублей; 17,2%от 14,7 до 20,3 тыс. рублей; 22,9% — от 20,3 до 29,3 тыс. рублей;  16,6% — от 29,3 до 40 тыс. рублей; порядка 8,2% от 40 до 50 тыс. рублей; 4,8% до 60 тыс. рублей в месяц; 3,9% — до 75 тыс. рублей; 3,3% — до 100 тыс. рублей и 3% — свыше 100 тыс. рублей в месяц.

Заработная плата каждого учителя на территории Российской Федерации состоит из базовой части и стимулирующих выплат.
Базовая часть – это гарантированная зарплата учителя. Она рассчитывается на основе базовой ставки за норму часов в неделю (для учителя – это 18 часов согласно приказу Минобрнауки РФ № 1601), которая устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно и в некоторых регионах составляет 5-8 тысяч рублей.
Как устанавливать эту ставку и рассчитывать зарплату учителя, рассказано в Методических рекомендациях Минобрнауки от 2017 года. В них отмечено, что при распределении фонда заработной платы образовательной организации следует придерживаться пропорции 70 /30, то есть 70% фонда оплаты труда образовательной организации должно идти на базовую часть и 30% — на стимулирующие выплаты.
Но Методические рекомендации — это только рекомендации, не обязательные для исполнения, и, как отметила Министр, сейчас в большинстве регионов эта пропорция не соблюдается и «иногда гарантированная часть доходит до 10%».
Поэтому учитель, чтобы иметь зарплату на уровне средней в экономике по региону, вынужден брать 1,5-2 ставки, а также дополнительную нагрузку, работать по совместительству.
В ходе больших парламентских слушаний в Госдуме РФ, прошедших 24 июня 2019 года, Министр просвещения РФ О.Ю.Васильева привела такие данные об учебной нагрузке учителей. Если в 2016 году на одного учителя в среднем приходилось 1,3 ставки или 23 урока в неделю, то в конце прошлого года — уже 1,38 ставки или 25 уроков, а некоторых регионах, например, в Кемеровской области это 1,78 ставки на одного учителя. Наиболее проблемными являются регионы — Магаданская и Омская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Особенно сильно загружены учителя математики, а также литературы и русского языка.
По её словам, единственным на сегодняшний день регионом, где ставка учителя составляет 1,1, является Республика Мордовия, а других подобных примеров пока нет. По мнению О.Ю. Васильевой, нормальная учебная нагрузка, которая будет оставлять время учителю на развитие своих профессиональных навыков, – 1,23 ставки, то есть 22-23 часа в неделю.

Примечание. По данным Росстата в 2018 году зарплата педагогов в Республике Мордовия составляла 23 479 рублей, что немного (0,9%) выше средней по экономике в регионе, но значительно ниже средней по России (38,4 тыс. рублей).

В ходе дискуссии по вопросам заработной платы учителей на парламентских слушаниях в Госдуме, Министр просвещения О.Ю. Васильева заявила, что «базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре».
Придерживаться пропорции 70 к 30 призвал также Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«В тех регионах, где средняя зарплата — 28000 рублей, 20000 вы должны в договоре предусмотреть», — заявил он.

Примечание. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 для соответствующей категории работников.
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.

Что в перспективе?
Участниками расширенных парламентских слушаний, прошедших в Госдуме 24 июня 2019 года, были высказаны предложения, приравнять оклад, являющийся базовой частью заработной платы педагогов, к МРОТ (11 280 рублей в 2019 г). С таким же предложением выступил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов, который направил их вице-премьеру Татьяне Голиковой.

По итогам расширенных парламентских слушаний состоялось заседание межфракционной рабочей группы, где ключевой темой обсуждения стал вопрос о заработной плате педагогов. По итогам обсуждения было принято решение о том, чтобы базовый оклад или базовая ставка (18 часов в неделю) для российского учителя должны быть на уровне 70% от средней заработной платы по региону.
По мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы Олега Смолина, при базовом окладе в 70% от средней зарплаты по региону суммарная зарплата педагога, наверняка, окажется не ниже 150% от средней по региону, что приведёт к значительному росту числа учителей, которые будут работать на две ставки и более, что неминуемо скажется на их здоровье, эмоциональном выгорании и качестве образования.

23 июля 2019 года Государственной Думой принято постановление, которым утверждены рекомендации, подготовленные по итогам больших парламентских слушаний на тему: «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации».
В рекомендациях поддержано предложение Министра просвещения РФ  О.Ю. Васильевой о минимальной гарантированной базе оплаты труда молодого педагога, «которая должна составлять не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) и должна быть зафиксирована в трудовом договоре с каждым педагогическим работником».

Как сообщила замминистра просвещения России Татьяна Синюгина, Министерство просвещения совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ прорабатывает вопрос о создании рабочей группы по отслеживанию уровня зарплат учителей.
Заметим также, что ежегодно к 1 сентября зарплата учителей индексируется на уровне не ниже инфляции. Предполагается, что в этом году прибавка составит порядка 6%.

В начале 2019 года на встрече с Министром просвещения О.Ю. Васильевой Президент России В.В.Путин попросил Министра внимательно отслеживать ситуацию с зарплатами в регионах.
«Зарплата учителей не должна опускаться ниже, чем в среднем по экономике в регионах», — отметил Президент.

P.S. Говорят, у японского премьер-министра спросили, как они добились лидирования в области технологий и науки. Он ответил: «Мы установили учителям зарплату как у министров, охрану как у дипломатов и почет как у императора».                                                                                                    Но Япония по сравнению с Россией  маленькая страна.

Источник:
Ежегодный доклад Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2018 году — от 06.06.2019 г.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р)
http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
О ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
http://government.ru/orders/selection/406/27530/
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
http://www.kremlinrus.ru/article/181/100425/
Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (Письмо Минобрнауки от 29 декабря 2017 года №ВП-1992/02 «О методических рекомендациях»
http://www.ug.ru/archive/73436
Комментарий к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций http://www.ug.ru/archive/73531
Росстат РФ: Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-декабрь 2018 года
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor06-18.html
Видеофрагмент парламентских слушаний 24.06.2019 г.:
https://youtu.be/wtIn69L-p-8
https://activityedu.ru/Blogs/opinion/ozhidat-li-pedagogam-uvelicheniya-zarplaty/
https://tass.ru/obschestvo/6690413
http://www.edu.ru/news/shkola/minprosveshcheniya-rossii-sozdast-rabochuyu-gruppu/
https://ria.ru/20190702/1556102169.html
http://fincan.ru/articles/16_srednyaya-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2018-godu/

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

и др.

Учительская зарплата – реалии и надежды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.