Если с промежуточной аттестацией обучающихся в школе родителям в основном всё понятно, то у родителей, дети которых получают образование в семейной форме, имеются вопросы.

Право прохождения промежуточной аттестации лиц, получающих образование в семейной форме или путем самообразования на бесплатной основе, закреплено в статьях 17,34, 58 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, получающих образование в семейной форме, следует обратить внимание на следующее.
1.Согласно ст. 28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.
В ст. 58 закона уточняется, что промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Промежуточная аттестация может проводиться как по результатам освоения образовательной программы в целом, так и отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Таким образом, каждая школа самостоятельно устанавливает формы и порядок промежуточной аттестации учащихся, которые закрепляются в её учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте.
Примечание. Как сказано в Википедии, аттестация— это подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.
Следовательно, промежуточная аттестация обучающихся — это установление факта и степени усвоения ими образовательной программы или её части (модуля) путем сравнения уровня его знаний и способов действий с требованиями образовательного стандарта.

2.Согласно ст. 34 Закона, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

3.Чтобы воспользоваться предоставленным правом для прохождения промежуточной аттестации ребёнок, получающий образование в семейной форме (далее – «семейник»), должен быть прикреплен к школе органом управления образованием, по согласованию с родителями (законными представителями), на время прохождения промежуточной аттестации, на год или на всё время обучения. При этом промежуточная аттестация будет включена в муниципальное здание школы.
Примечание. Если никуда не прикрепляться и не уведомлять местные органы управления образованием о переходе на семейное образование, то семьей могут заинтересоваться местные органы власти, ведущие учет детей, проживающих на их территории, и органы опеки и попечительства.

4.Если ребёнок уже обучался в школе и родители не против закрепления его за этой школой, то он из школы на время получения образования в семейной форме не исключается и пользуется всеми академическими правами и мерами социальной поддержки.
Также пользуются всеми академическими правами  и  экстерны на время прохождения промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по заявлению родителей (законных представителей). В заявлении указываются:
— сроки прохождения промежуточной аттестации;
— период аттестации (если периодичность аттестации не совпадает с периодами аттестации для данного уровня обучения, закрепленными локальным актом учреждения);
— перечень предметов для аттестации.

В школе могут быть изданы следующие приказы:

о  зачислении экстерна на время аттестации;
о проведении промежуточной аттестации;
об итогах промежуточной аттестации ;
об отчислении экстерна (если обучающийся зачислялся в школу только на время аттестации).

5.Как отмечено выше, формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации определяются школой самостоятельно и отражаются в нормативном локальном акте школы типа «Положение».
Обратим внимание, что в законе нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении «семейниками» ежегодной промежуточной аттестации. Также Законом не предусмотрено установление допуска их к промежуточной аттестации. Следовательно, родителям (законным представителям) обучающихся «семейников» необходимо руководствоваться локальным актом школы («Положением»).
Если установленный школьным «Положением» порядок прохождения промежуточной аттестации в школе, которая предлагается органом управления образованием, не устраивает родителей (законных представителей), то они могут обратиться с просьбой закрепить ребенка за другой школой.
По заявлению родителей по согласованию со школой сроки промежуточной аттестации могут устанавливаться в индивидуальном порядке, что должно быть также закреплено в локальном акте школы.
Промежуточную аттестацию «семейники» могут проходить и дистанционно.  На законодательном уровне методики проведения промежуточной аттестации в дистанционной форме не определены,  поэтому школа  сама может установить их своим локальным актом.

Локальные акты школы о промежуточной аттестации должны быть размещены на школьном сайте и с ними родителям (законным представителям) обучающихся, получающих образование в семейной форме или путём самообразования, надо обязательно ознакомиться, что позволит снять некоторые последующие вопросы и недоразумения по поводу форм, порядка и сроков прохождения промежуточной аттестации.

6.Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это означает, что школа информирует «семейников» и их родителей (законных представителей) о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля.
Примечание. Возможными формами промежуточной аттестации могут быть:
устные: доклады, сообщения; собеседование; защита проекта; экзамен и др.;
письменные: тесты; комплексные контрольные работы; контрольные работы: диктанты, изложения, задачи; задания на основе текста; творческие работы: сочинения, эссе; рефераты, проекты и др.;
комбинированные: сочетание устных и письменных форм.
Возможная периодичность промежуточной аттестации:
по итогам изучения образовательной программы за четверть, полугодие, год, определенного раздела, темы, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. По согласованию с родителями сроки и объем промежуточной аттестации может устанавливаться индивидуально. Если не получается пройти промежуточную аттестацию в установленные сроки, нужно сообщить об этом в школу и решить вопрос о переносе даты.

По итогам аттестации экстерну выдается справка о результатах промежуточной аттестации, в которой указываются учебные предметы, аттестационный период (четверть, полугодие, год, класс либо темы, разделы,  курс образовательной программы ), отметки.

7.Значение промежуточной аттестации
Результаты промежуточной аттестации имеют очень важное значение для обучающихся, так как неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающийся обязан ликвидировать. Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования, самообразования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности.
В соответствии со ст.58 Закона обучающийся, получающий образование в семейной форме или путем самообразования, не ликвидировавший академическую задолженность в установленные сроки, должен быть переведён на обучение в школе.
8.Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска к государственной итоговой аттестации.
Для допуска к ГИА обучающийся в форме семейного образования, самообразования должен успешно пройти промежуточную аттестацию по всем учебным предметам инвариантной (обязательной) части базисного учебного плана, а также получить зачёт: для девятиклассников — на устном собеседовании по русскому языку, а для выпускников средней школы — по итоговому сочинению.
Примечание. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования, прошедшим экстерном государственную итоговую аттестацию и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Обучающиеся, получающие образование в семейной форме либо путём самообразования, получают аттестат с отличием на общих основаниях.

9.Часто возникает вопрос, что делать, если обучающийся не явился на промежуточную аттестацию?
Согласно статьи 58 Закона при наличии уважительных причин (болезнь, и др.) ученику должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию в другое время или выполнить работу дистанционно. Для этого родители (законные представители) должны написать заявление в школу.
Данное положение должно быть закреплено в локальном нормативном акте школы.

10. О зачёте результатов обучения в иных образовательных организациях.  Статья 34 Закона определяет, что обучающиеся имеют право на «зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Следовательно, в школе должен быть разработан соответствующий локальный акт, в котором указан порядок зачета результатов обучения и соответствие их школьным отметкам.

11.Локальным актом школы также должна быть предусмотрена возможность подачи апелляции родителями (законными представителями), если они не согласны с результатами промежуточной аттестации.
Например, апелляции могут рассматриваются в школьной Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Примечание. Обучающийся, получающий образование в семейной форме, путем самообразования, в любой момент может вернуться в школу.

Источник:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»
ФГОС
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816
Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 в редакции приказа Минпросвещения России от 17 декабря 2018 г. N 315
приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513.
приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512

Также в блоге

«Семейное образование – коротко о главном»
«Директору школы о семейном образовании»
«О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ»
«Электронное обучение, дистанционные образовательные технологи в образовательных организациях по новым правилам»

Особенности промежуточной аттестации обучающихся, получающих образование в семейной форме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.