В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее –Разъяснения), в приложении к которому даны соответствующие разъяснения.
Как сказано в Разъяснениях, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
Для организации сопровождения тьютором в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению;
— определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
В Разъяснениях к должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ отнесены:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
-выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
-участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
-подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
-организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
-участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
-организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
-проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
-организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
-разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
-координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
-организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
-оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
-разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
-разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
-контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
-консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
В соответствии с квалификационной характеристикой по должности «Тьютор», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Согласно Номенклатуры должностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678, и квалификационной характеристике по должности «Тьютор», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников.

Как сказано в Разъяснениях, предоставление услуг по тьюторскому сопровождению в образовательных организациях может осуществляться тьютором  на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.

Источник:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Министерства просвещения России от 20.02.2019 года №ТС-551-07»О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»
https://docs.edu.gov.ru/document/d1bb0b80bc495444d65d7b0e4e7b95c1/
https://edu.gov.ru/press/1128/proekt-strategii-razvitiya-obrazovaniya-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-do-2030-goda-vynesen-na-obsuzhdenie/

Также в блоге:
«Обязанности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ в школе»
«О введении в школе должностей тьютора и ассистента (помощника) для сопровождения детей с ОВЗ»

Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе

Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе: 3 комментария

  • 08.03.2019 в 09:38
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Помогите разобраться в нормативной базе. Ситуация: ребенок-инвалид, на пмпк отказывают вписывать тьютора индивидуальо, говорят, что можем написать программу 7.2+ассистент, так как в школе нет ставок тьютора. Отсюда вопросы: 1)есть ли документы, которые регламентируют, с каким диагнозом (по мкб-10), какая программа, я говорю о диагнозах, когда множественные нарушения, и что больше выражено (речевые нарушения, интеллектуальные, аутистические) можно спорить? например, если диагноз по мкб-10 F 07.08, но с припиской с аутистическими нарушениями, могут ли написать программу 8.2, а не 7.2? где это написано четко? или это на усмотрения психиатра ПМПК, тогда с этим можно спорить. 2) есть ли документы, которые регламентируют, с какой программой можно прописать тьютора, с какой нет? 3)есть ли документ, где прописаны условия/показания, при выполнении которых обязаны вписать тьютора? тьютора индивидуально? 4)если отказывают вписать тьютора, что делать? как оформить письменный запрос, чтоб получить письменный отказ и идти с отказом куда? в департамент образования? в министерство образования? Заранее спасибо.

    Ответить
    • 08.03.2019 в 15:48
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Вам нужен официальный ответ. Советуем зайти на сайт Минпроса РФ и сделать запрос либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

      Ответить
    • 08.03.2019 в 16:11
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Советуем почитать статью в нашем блоге: «Минпросвещения России об обязанностях тьютора в школе»
      http://eduinspector.ru/2019/03/02/minprosveshheniya-rossii-ob-obyazannostyah-tyutora-v-shkole/. Для официального ответа советуем зайти нв сайт Минпроса России в раздел «обращения».

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.