Противостояние «учитель – ученик»: есть ли решение?

Порой информация из российских школ напоминает сводки информбюро с полей сражений:
в Стерлитамаке ученик устроил поножовщину, а потом и пожар в классе;
на Сахалине учительница довела до слез девочку из-за порванной одежды;
в Комсомольске-на-Амуре педагог избивала второклассника в школьном коридоре;

в Смоленской области 14-летняя девочка-инвалид рассталась с жизнью из-за травли одноклассников и одиночества;
в Томской области учительница ударила головой о парту второклассника, который отвлекся от учебника;
в пермской школе двое подростков с ножами напали на младшеклассников, в результате чего пострадали 14 учеников и педагог;
педагоги лицея № 3 Гатчины Ленинградской области потребовали от прокуратуры привлечь к ответственности 12-летних школьников, которые делали мемы с использованием фотографий учителей…
Школьники создают профсоюз и собираются бастовать против ЕГЭ, а педагоги нервничают  и обещают им неприятности.
Учителя и ученики своим поведением и действиями провоцируют друг друга, что вызывает агрессивное поведение и тех, и других.
Многие родители, определив ребенка в школу, полагают, что школа обязана им во всём.
Министр Просвещения РФ О.Ю.Васильева, комментируя в январе 2018 года ряд чрезвычайных происшествий в российских школах, отметила, что «когда в голове «переклинило» и мы стали говорить о том, что школа предоставляет нам определенные услуги, вот тогда крен пошел совершенно в другую сторону».
По её словам, «в системе преподавания, воспитания никто никому ничего не должен» и с таким подходом, как «вы нам должны», «надо заканчивать».
«У каждого есть своя миссия и свои четкие задачи. Есть они и у родителей. Поэтому я еще раз повторяю, что выступаю за баланс отношений между школой и родителями», – заявила Министр.
У школы и учителя не так уж и много прав и возможностей, чтобы принимать решительные меры к нарушителям порядка. Согласно законодательству РФ:
– учитель не может удалить разбушевавшегося ученика с урока, не пустить ученика на урок;
-школа не имеет права исключить из школы ученика – дебошира, не достигшего 15 лет, и имеет мало возможностей, если он уже достиг этого возраста;
-школа без согласия родителей не может оставить ученика на второй год либо перевести его на другие формы обучения или получения образования, направить на ПМПК для рекомендации об обучении его в обычных школьных условиях;
– школьный психолог без согласия родителей не может работать с ребенком;
-у школы нет средств на тьюторов – специальных педагогов, сопровождающих детей с особенностями развития все время их пребывания в школе и прилагающих максимум усилий для их адаптации в школе.
Кроме того, школа крайне не заинтересована, чтобы ребенок оказался на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, так как это повлияет на её рейтинг, поэтому школа не всегда предоставляет родителям, КДН информацию о  недостойном поведении обучающихся.
Как правило, конфликт между учителем и учеником возникает в процессе их общения на уроке. В идеале каждый учитель должен располагать арсеналом приемов и методов, чтобы предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ними решительно и без колебаний.
Прежде всего, это  заинтересовать учеников своим предметом, продумывать всё до мелочей, загружать учеников на уроке так, чтобы у них не оставалось времени на дурные поступки и провокации. К сожалению, современному учителю сложнее это сделать по причине значительной учебной нагрузки и многочисленной отчётности.
Также есть ряд запретов, которыми не должен пренебрегать учитель. Например, учитель не должен:
– видеть в детях заклятых врагов (к сожалению, не у всех учителей это получается);
– ставить себя в конфликтную ситуацию с учеником, вестись на  провокации школьников;
– переходить «точку невозврата», ибо потом начавшийся процесс трудно остановить;
– при всём классе обсуждать ученика, сравнивать одного ученика с другим;
– обсуждать другого учителя с родителем, учеником или другим учителем;
– разбираться с одним учеником на уроке, теряя контроль над всем классом;
– применять меры физического и психического насилия к обучающимся;
-опаздывать на урок;
-удалять ученика с урока;
– ставить отметку за поведение или за посещение школы без установленной школьной формы, а не за знания;
– говорить ученику: «Мне все равно, как ты ко мне относишься», «Ты никогда не сможешь этого сделать», «Ты — лентяй!», «Это глупый (дурацкий) вопрос!», «Учитель здесь пока еще я» и т.д.;
– при разговоре с учеником повышать голос, переходить на крик, допускать оскорбительные, унижающие выражения, сарказм, придирки, передразнивание и давление;
-принимать напряженные позы, сжатые челюсти, сцепленные руки;
– втягивать в конфликт других людей.
Если же ученик на уроке грубит, отказывается работать, валяет дурака, и т.д., т.е. срывает урок, пользуясь безнаказанностью, то можно воспользоваться арсеналом средств воздействия в зависимости от обстоятельств.
Например, если нарушения дисциплины незначительные, учитель может:
-оставить ученика после урока и провести с ним индивидуальную беседу;
-пригласить родителей в школу и поговорить с ними на предмет выявления причин  поведения их ребенка, и совместными усилиями попытаться исправить ситуацию;
-если это не дало результатов, то посоветовать родителям показать ребенка неврологу, обратиться за консультацией в ПМПК или убедить родителей перевести ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану.
В случае если поведение ученика мешает осуществлять учебный процесс, нарушает права других обучающихся, представляет угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников школы:
– учитель должен пригласить в класс представителя администрации школы (завуч, директор), который может использовать предоставленные ему права дисциплинарного воздействия на обучающихся и их родителей, вызвать родителей, охрану, полицию; если родители не принимают мер и поведение ребенка не улучшаются, обратиться в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– такой обучающийся может быть поставлен на школьный профилактический учет или профилактический учет в КДН;
– в случае неоднократного совершения учеником дисциплинарных проступков и если принятые меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное её функционирование, с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, отчисляется из школы.
Противостояние «учитель-ученик» превратилось у нас в проблему, которую пытаются решить на всех уровнях: в Минпросвещения создан отдел внештатных психологов, в субъектах РФ вводятся психологи в штат каждой школы, разработана программа «Психолог для учителя», для педагогов организуются курсы по повышению квалификации, где психологи подробно объясняют учителям как работать с трудными детьми: гиперактивными, с синдромом дефицита внимания и даже ментальными заболеваниями; Министерство просвещения РФ направило в регионы рекомендации по выявлению потенциальных детей-агрессоров.

Остаётся надеяться, что принимаемые меры обеспечат планируемые результаты.
Примечание
Дети никогда не должны видеть слабость учителя и школы. Они уважают силу духа, а не слёзы и беспомощность.
Учителю не следует поддаваться на провокации, которые были всегда. Если раньше ученики подкладывали на учительский стул кнопки, сыпали карбид в чернильницы, сводили двойки в дневнике, то современные дети, используя достижения «цифры», провоцируя учителя на противоправные действия, записывают его реакцию на видео и выкладывают в Интернет, чтобы собрать лайки и похвастаться перед сверстниками,  досадить учителю, а может быть и убрать его из школы, в том числе  привлечь к уголовной ответственности. 
Возможно, установленные в школе, классе видеокамеры в равной степени защитят учителя от клеветы ученика, а ученика — от учителя, которому отказали педагогические тормоза.
Ещё в XIX веке Козьма Петрович Прутков советовал: зри в корень!

Источник:
Федеральный закон 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. N 185
“Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания”
(ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70394524/#ixzz5bL0yl7kp)
https://letidor.ru/novosti/olga-vasileva-zayavila-chto-v-sisteme-obrazovaniya-nikto-nikomu-nichego-ne-dolzhen-25-01-2018.htm

материалы с интернет-сайтов

Оставьте комментарий