Нам бы домашние задания школьникам взять и отменить. Вот, к примеру, в Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю.
Учебная нагрузка российских школьников — это уроки, факультативы, занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции, а еще классные часы, школьные и внешкольные мероприятия и т.п. Многие дети устают настолько, что с трудом могут самостоятельно выполнять домашние задания, на которые порой не скупятся учителя.

В некоторых случаях это приводит к тому, что дети просто игнорируют задания учителя или выполняют их частично, и, как следствие, у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать в учебе, а родители конфликтуют с учителями.
А между тем, есть нормативные документы, которые регламентируют нагрузку школьника. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Так, в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) зависит от продолжительности учебной недели и при 6-ти дневке для 2-4 классов составляет -26 час.,  при 5-ти дневке -23 часа; для 5 классов соответственно 32 и 29 час.; для 6 классов -33 и 30 час.; для 7 классов – 35 и 32 час.; для 8-9 классов – 36 и 33 час.; для 10-11 классов — 37 и 34 час. Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю. Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день:
• для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно;
• для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков должен быть облегченный учебный день — четверг или пятница. Запрещается проводить нулевые уроки ранее 8 час. утра.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлено право на:
— выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования);
— зачет школой, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Если использовать предоставленные законом школьнику права, то можно высвободить некоторое дополнительное время для отдыха.
Нормативными документами также ограничивается и объем домашних заданий. Он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
В 1 классах домашних заданий не задают и отметок не ставят.
К сожалению, несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

Кто виноват и что делать?
1.Перегрузка школьных образовательных программ учебным материалом, не соответствие их современным целям и задачам образования.
Как решается? В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Цель его – обеспечить качественное образование одинаково доступное все детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа.
Федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.
В настоящее время приняты единый историко-культурный стандарт, предметная концепция по русскому языку и литературе, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. В октябре будет принято еще семь концепций, в том числе по географии, обществознанию, а в дальнейшем и по предметам. естественно-научного цикла, а также технологии. Поставлена задача: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям.
Параллельно с разработкой предметных концепций идет обновление ФГОС. Для начальных классов они уже одобрены, а для средней школы новые стандарты могут быть приняты к концу этого года.
В обновленных стандартах впервые  прописано конкретное содержание предметов, например, сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные и т.д.
2. Большое число учебников, порой не согласованных с ФГОС и между собой. Например, по математике в федеральном перечне  16 учебников, и все они отличаются друг от друга: в одном учебнике математики для 5 класса даются десятичные дроби, а для 6 класса – обыкновенные; в другом учебнике — наоборот. Кроме того, как отмечают эксперты, некоторые учебники перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях, допускаются даже и грубые ошибки.
По информации Минпросвещения РФ дополнительную экспертизу не прошли 30 процентов учебников.
3. Подготовка учителя не соответствует требованиям времени, вследствие чего снижается эффективность обучения непосредственно на уроке, а большая часть овладения учебным материалом переносится на домашнюю самостоятельную работу, родителям приходится прибегать к репетиторам.
В процессе обучения учителями недостаточно учитываются психофизиологические особенности школьников, вследствие чего темп урока и объем изучаемого материала и домашних заданий для всех детей одинаковы. Поэтому одним детям скучно на уроке, а другие просто не успевают понять изучаемый материал, некоторым с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.
Использование неэффективных методов контроля за уровнем овладения школьниками изучаемым материалом, отсутствие прозрачности и обоснованности оценки также не способствуют их мотивации, а порой приводят к конфликтам учитель-ученик, учитель-родители.
Как решается? Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», не менее половины учителей должны пройти переподготовку; появится национальная система учительского роста: карьерный -учитель-директор-завуч, новые должности педагогических работников — учитель-мастер, учитель-наставник; в каждом регионе будут созданы центры непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации, доступные для любого педагога и директора школы.
Министерство просвещения планирует заказать масштабное исследование на предмет влияния новых технологий на здоровье и восприятие российских детей, в том числе, в рамках учебного процесса, с целью установления какое количество времени в каждом классе может занимать непосредственно работа с новыми гаджетами и вообще погружение детей в новые технологии. Предполагается, что современные технологии будут внедряться в образовательный процесс «поэтапно и последовательно».
Каким должно быть домашнее задание
Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. Вместе с тем для того, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, поэтому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам.
Имеет ли право учитель в первом классе задавать на дом
В соответствии с СанПин это является недопустимым, хотя некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни
В современных нормативных документах прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул или выходные дни нет. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. При этом следует исходить из того, что Федеральный закон об образовании относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Отметим также, что согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на отдых.
Нужны ли домашние задания? 
В последнее время развернулась дискуссия на тему «А нужны или вообще домашние задания?»
Мнения разделились: одни считают, что «домашнее задание — это ненужная сегодня вещь, ибо дети и так всё время находятся в школе или на каких-то занятиях»; другие полагают, что «большая учебная нагрузка – гарантия того, что ребёнок не будет проводить всё время за компьютером».
Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе, а доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.
Согласно Федеральному закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает и утверждает свою образовательную программу, включая нормы домашних заданий, а также вправе определить, какие методики использовать, гарантируют ли они качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители, каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, и даже решить вопрос об отмене домашних занятий, ввести безотметочное обучение, оценочную систему.
Родители могут повлиять на это через совет школы, родительский комитет, попечительский совет.

При подготовке использованы материалы источников:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
СанПиН 2.4.2.2821-10
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
А также:
https://rg.ru/2018/09/24/uchebnikov-dlia-shkoly-stanet-na-tret-menshe.html
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/644884/#ixzz3jE86rDRn
https://минобрнауки.рф/new_feedback/questions?page=2&theme=22
http://www.newsru.com
http://www.rg.ru
https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchebnaya-nagruzka-shkolnikov/
https://mybig.ru/obshhestvo/otmena-domashnih-zadanij-v-rossii-pravda-ili-net-svezhij-material-na-20-09-2018-g/

О домашних заданиях школьникам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.