Посетители блога нередко в своих комментариях приводят многочисленные примеры некорректного отношения учителей к обучающимся и даже травли их со стороны учителей и очень редко о фактах издевательства учеников над учителями.

А между тем ученики ежедневно обижают учителей. Но об этой проблеме часто умалчивается — просто общество ее как бы не замечает, и лишь вооруженные нападения на учителей или их неподобающее поведение приобретают статус резонансных.
В начале года «Педсовет», Директория.онлайн, проектно-учебная лаборатория образовательной журналистики НИУ ВШЭ и «Комсомольская правда» провели исследование о том, как складываются отношения между учениками и учителями в образовательных организациях. Результаты исследования были впервые представлены 21 апреля 2018 года на Московском международном салоне образования, а позднее опубликованы Директорией.онлайн (http://direktoria.online/).
В исследовании приняло участие 2800 учителей из 75 регионов России. Результаты исследования оказались неутешительными.
Как отмечается в публикации, в результате опроса установлено, что 70% опрошенных учителей на систематической основе сталкиваются с такими формами буллинга:
— ученики дразнят учителя, придумывают клички и прозвища, игнорируют учителя;
— обсуждают его личную жизнь;
— демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов;
— специально нарушают дисциплину на систематической основе;
— отказываются выполнять требования преподавателей.
Из числа опрошенных учителей за время своей работы в школе :
51,1% — получали угрозы от учеников,
28,6 % — комментарии интимного характера,
42,4% — стали жертвами кибербуллинга.
Также выяснилось, что отношение к учителю зависит от материального положения учителя (учителя со средним и высоким достатком в два раза реже сталкиваются с буллингом), от места проживания, семейного положения.
А вот образование учителя не является значимым. Также реже подвергаются травли учителя, которые довольны своей профессиональной деятельностью и жизнью в целом, чем профессионально неуспешные учителя.
Последствия травли довольно серьезные. Как отметили респонденты, основные из них:
— неудовлетворенность работой и жизнью;
— отсутствие самореализации в профессиональной сфере;
— психологические проблемы;
— социальная депривация;
— влияние на взаимоотношения с учениками;
— срывы на учениках;
— агрессивное поведение по отношению к ученикам.
Это вам не кнопка, подложенная на стул учителя.
Как отметил руководитель проектно-учебной лаборатории образовательной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус, «в состоянии «униженных и оскорбляемых» находятся 75 тысяч учителей — население небольшого города! Это страшные цифры».

По мнению Оксаны Широких, педагога и управленца, которое приводит «Учительская газета» (http://www.ug.ru/article/1051), «родители или дети, которые не удовлетворены теми или иными обстоятельствами жизни, никак не разрешающимися, пытаются все это вылить на учителя, который старается «сеять разумное, доброе, вечное». Люди видят противоречия, видят, что в жизни что-то устроено несправедливо, и у них возникает агрессия по отношению к человеку, говорящему, что добро сильнее зла».

Как считает  Министр образования и науки О.Ю.Васильева, необходимо менять общественное отношение к миссии учителя и отходить от восприятия образования, воспитания и обучения как «услуг».
«Когда мы от этого отойдем, я думаю, что многие вещи изменятся», — сказала Министр в ходе своей лекции на всероссийском форуме «Наставник». Кроме того она считает, что нужно усилить административную ответственность родителей за то, что происходит в школах. При этом она выступает «за баланс отношений между школой и родителями».

Справочно

Травля или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.
В российском законодательстве нет такого понятия как буллинг, следовательно, нет и юридических оснований для наказания за него.
Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности.
Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет.
Организаторам травли может грозить ответственность по некоторым статьям административного и уголовного кодекса в зависимости от конкретной ситуации (оскорбление, побои, угроза) только с 16 лет, а  в случае причинения значительного вреда – с 14 лет.

Директория-онлайн — ежедневное интернет–издание об управлении образовательным учреждением.
Источник:
https://medium.com/direktoria-online/bullying-28c8b7919d

Зачем ученики травят учителей?

Зачем ученики травят учителей?: 2 комментария

  • 12.05.2018 в 07:24
    Постоянная ссылка

    Очень полезный материал! Хочется, чтобы об этом знали не только мы, педагоги, но и родительская общественность. Хоть родительское собрание по этому поводу не проводи. Но, как ни печально, сделать что-то для изменения ситуации будет очень сложно: это надо сложить новое общество, иметь новое государство и ценности. Современная обстановка в России складывается явно не в пользу учителя…

    Ответить
    • 12.05.2018 в 07:33
      Постоянная ссылка

      И еще. «Мы» сами приучили детей так относиться к взрослым: всюду одни разговоры об их правах (забывая об обязанностях), об их трудовой эксплуатации (ни пол тебе в классе нельзя подметать, ни с доски стирать после урока, ни на участке пришкольном огурцы выращивать), о свободе слова (что это такое? А! Можно говорить то, что думаешь про всех вслух!), о том, что учителя глупые, такие-сякие (давайте-ка их учить, система учительского роста очень тут нужна! ВПР! Да побольше!). Чиновников очень много развелось — на одного учителя по три методиста, которым-то, по большому счету, только красивые цифры нужны для модного слова МОНИТОРИНГ. Согласитесь, все очень печально.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.