Минобрнауки России в адрес органов управления образованием субъектов РФ и образовательных организаций СПО для использования в работе письмом от 27.02.2018 № 06-341 направлены Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ СПО в соответствии с новой моделью ФГОС по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (далее — Рекомендации).

Рекомендации содержат разделы:
1. Общие положения
2. Механизм финансового обеспечения предоставления СПО образовательными организациями субъектов Российской Федерации
3. Требования к квалификации педагогических работников
4. Нормирование рабочего времени педагогических работников в связи с реализацией программ СПО в соответствии с ФГОС
5. Основные подходы к системе оплаты труда педагогических работников

О финансовом обеспечении
В Рекомендациях о механизме финансового обеспечения предоставления СПО образовательными организациями субъектов РФ, в частности, говорится, что финансовое обеспечение профучреждений СПО субъектов РФ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ путем предоставления образовательным организациям СПО субсидии на выполнение госзадания либо посредством предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям в связи с реализацией ими программ СПО.
Размер субсидии для конкретной образовательной организации напрямую зависит от объема государственного задания (прежде всего, количества обучающихся по тем или иным образовательным программам), а также от установленного размера нормативных затрат на оказание государственной услуги (норматива финансирования) и доводится до образовательной организации по принципу «одной строки».
Нормативные затраты устанавливаются на реализацию госуслуги в целом, определяются по каждому уровню образования в расчете на одного обучающегося с учётом требования ФГОС и могут быть дифференцированы. Академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Сокращение учебной (преподавательской) нагрузки педагогических работников образовательной организации не может повлечь за собой изменение размеров финансового обеспечения оказания госуслуги.
О квалификации педработников образовательных организаций СПО
В разделе Рекомендаций по данному вопросу, в частности, сказано, что профессиональные стандарты являются обязательными для профессиональных образовательных организаций как работодателей педагогических работников, а требования к квалификации педработников образовательных организаций СПО определяются нормативными документами, в том числе ЕКС и профстандартом.
Так, преподаватели и мастера производственного обучения должны иметь среднее профессиональное образование или высшее образование по профилю обучения.
При этом наличие педагогического образования не является обязательным условием для замещения должности преподавателя и мастера производственного обучения.
Для лиц, не имеющих педагогического образования, возможно освоить дополнительную профессиональную программу, в том числе программу повышения квалификации.
При отсутствии педагогического образования допускается дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, которое может быть получено после трудоустройства.
Для преподавания обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, обязателен для мастеров производственного обучения, для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Рекомендовано, чтобы доля педагогических работников, имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, должна быть не менее 25 процентов в общем числе педагогических работников организации СПО.
О нормировании рабочего времени
В разделе Рекомендаций по данному вопросу , в частности, отмечено, что трудовые (должностные) обязанности должны выполняться педагогическим работником в пределах сокращенной рабочей недели — не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.
Для мастеров производственного обучения продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы). Для преподавателей — данная норма составляет 720 часов в год за ставку заработной платы. Преподавателям объем годовой учебной нагрузки определяется из расчета на 10 учебных месяцев.
Установлено, что верхний предел учебной нагрузки для преподавателей определяется в объеме не более 1440 часов в учебном году, свыше которого определяться не может. При этом работа сверх нормы часов за ставку заработной платы (при условии работы в пределах 1440 часов учебной нагрузки) для преподавателей не является совместительством.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Текущий контроль и проведение промежуточных и итоговой аттестации обучающихся, проведение текущего контроля самостоятельной работы обучающихся включаются в состав учебной нагрузки. Иные виды педагогической работы, помимо учебной (преподавательской) работы, предусмотренные трудовым договором и должностными инструкциями, обязательны для выполнения преподавателями.
Объем учебной нагрузки (учебной (преподавательской) работы) педагогических работников определяется ежегодно на начало учебного года и не может быть изменен по инициативе работодателя в текущем учебном году. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.
Об оплате труда
Данный раздел занимает в Рекомендациях значительное место. В нём, в частности, сказано, что система оплаты труда профессиональной образовательной организации формируется с учетом необходимости обеспечения выполнения государственного задания в части реализации программ СПО в соответствии с ФГОС, высокого профессионального уровня работников организации, а также мотивирования их к выполнению трудовых функций с высоким качеством и эффективностью. При этом определено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством.
Рекомендовано при формировании систем оплаты труда описывать порядок определения и размеры всех составляющих заработной платы работников с учетом как требований нормативных правовых актов, так и направлений государственной политики в сфере образования и оплаты труда. Отмечено, что система оплаты труда работников подразделений образовательной организации, осуществляющих и не осуществляющих приносящую доход деятельность, является единой.
Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, принимаемыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения.
В Рекомендациях приведены принципы формирования системы оплаты труда и фонда оплаты труда на уровне образовательной организации.
В частности, согласно Рекомендациям образовательная организация самостоятельно формирует фонд оплаты труда с учетом доведения к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения до средней заработной платы в соответствующем регионе. При этом средства от приносящей доход деятельности, средства пожертвований, средства, поступившие в связи с формированием целевого капитала, иные средства безвозмездных поступлений могут быть направлены на оплату труда работников.
Рекомендовано долю постоянной части заработной платы педработников (окладов и постоянных выплат компенсационного характера) устанавливать в размере не менее 60 процентов, а стимулирующих выплат — в размере не менее 30 процентов от фонда оплаты труда работников учреждения.
При оценке достижения уровня заработной платы учитывается совокупный размер заработной платы работника, включая все постоянные и единовременные выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно нормативным документам по вопросам оплаты труда заработная плата работника включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера. При этом оклад (должностной оклад) выплачивается за выполнение всего спектра должностных обязанностей работника.
Основанием назначения выплаты компенсационного характера является факт выполнения работником работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Размер выплат компенсационного характера не может быть меньше установленного законодательством.
Как показывает практика, наибольшее недовольство педработников вызывает система выплат стимулирующего характера.
Согласно Рекомендациям выплаты стимулирующего характера, критерии и условия их назначения, порядок осуществления и периодичность, размеры определяются локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, либо коллективным договором.
Основанием назначения стимулирующих выплат, говорится в Рекомендациях, является не факт выполнения работником тех или иных должностной обязанности, а достижение работником определенного качества труда, результатов труда. При этом может учитываться как индивидуальный, так и коллективный результат труда. Конкретный результат труда, достижение которого влечет назначение стимулирующих выплат, определяется образовательной организацией самостоятельно.
Рекомендовано стимулирующие выплаты устанавливать при достижении определенных показателей эффективности деятельности работника, которые формируются на основе показателей эффективности деятельности учреждения, показателей качества и объема оказываемых госуслуг (выполнения работ) и устанавливаются локальным нормативным актом либо коллективным договором учреждения, в которых также должны быть установлены:
— требования к документам, подтверждающим достижение показателя эффективности,
— дата начала осуществления выплаты за достижение показателя эффективности,
— продолжительность осуществления выплаты,
— периодичность ее осуществления,
— конкретный размер стимулирующей выплаты,
— порядок определения размера выплаты, исходя из размера фонда оплаты труда, показателей эффективности, достигнутых коллективом учреждения за соответствующий период, и иных обстоятельств,
-иные условия осуществления выплаты.
Регламентация вопросов назначения стимулирующих выплат работникам должна быть полной, ясной, конкретной, и по возможности исключать возможности конфликтов в таких вопросах, как факт достижения показателя эффективности работником, наличие права на получение стимулирующей выплаты работником, размер стимулирующей выплаты, который должен быть назначен работнику, и в иных подобных вопросах, — говорится в Рекомендациях.
Размеры стимулирующих выплат могут устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу (должностному окладу).
Максимальный размер стимулирующих выплат в отношении работников государственного учреждения, не занимающих должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, не ограничен.

Нормативные документы, использованные в Рекомендациях:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
Трудовой Кодекс РФ
Бюджетный Кодекс РФ
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2015 г., N 973
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040
Приказ Минобрнауки от 22 декабря 2014 г. N 1601
ППстановление Минтрудсоцразвития РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»
приказ Минтрудсоцразвития РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
ФГОС СПО
Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденная Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. N АП-114/18вн
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год

Источник: Письмо Минобрнауки России от 27.02.2018 N 06-341 и
Методические рекомендации по обеспечению финансовых и кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с новой моделью федерального государственного образовательного стандарта по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295925/

О финансировании учреждений, квалификации, рабочем времени и оплате труда педработников сферы СПО — рекомендации Минобрнауки

О финансировании учреждений, квалификации, рабочем времени и оплате труда педработников сферы СПО — рекомендации Минобрнауки: 2 комментария

  • 20.05.2018 в 17:22
    Постоянная ссылка

    скажите, пожалуйста, соответствует ли 1-я категория учителя-логопеда (апрель 2017г. получена. т.к. переехала и устроилась воспитателе ) 1-й категории в должности воспитателя.

    Ответить
    • 21.05.2018 в 09:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, любовь! Должности учитель-логопед и воспитатель — разные должности, поэтому наличие квалификационной категории по одной должности не является основанием для признания наличия категории по другой должности.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.