На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ

Компенсационные выплаты представляют собой доплаты или надбавки за труд в условиях, которые отличаются от обычных и требуют повышенной оплаты. Компенсационные выплаты учителям — это одна из составных частей их зарплаты.

Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее – Методические рекомендации), разработанными Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования, при установлении системы оплаты труда в общеобразовательных организациях  рекомендуется предусмотреть работникам организаций следующие выплаты компенсационного характера:
Выплаты работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда. Устанавливаются в размере не менее 4 процентов от оклада (должностного оклада) работника.
Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Выплаты за выполнение сверхурочных работ. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Оплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов). Размеры оплаты труда за работу в ночное время работникам учреждений устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников, трудовыми договорами в размере не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада).
Оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Оплачивается не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Оплата за выполнение работ различной квалификации. При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.
Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Выполнение этой работы осуществляется по поручению работодателя с письменного согласия работника.
Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных. К ним отнесены выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ:
классное руководство;
проверка письменных работ,
заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками;
руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями;
другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
Возложение на работников перечисленных выше видов дополнительной работы осуществляется с их письменного согласия.
Размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При этом не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты.
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами.
Выплаты за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах). К ним отнесены выплаты:
за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающихся в длительном лечении;
за работу в учреждениях:

расположенных в сельской местности;
– для детей и подростков с девиантным поведением;
– для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.

Руководителям организаций, их заместителям и главным бухгалтерам выплаты компенсационного характера устанавливаются в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Обратим внимание, что согласно Методическим рекомендациям:
1. Выплаты за  особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах). за классное руководство, проверку письменных работ; заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями; другая дополнительно оплачиваемая работа отнесены к компенсационным выплатам.
2.Возложение на работников дополнительной работы, в том числе совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных осуществляется с письменного согласия работника.

Источник:

Трудовой кодекс РФ

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций
Комментарий к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций
Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 – 2020 годы

Все необходимые документы и материалы можно найти в Информационном бюллетене №1 ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций”. Сборник нормативных документов с комментариями. Январь 2018 г.
http://eseur.ru/Files/Metodicheskie_rekomendacii_po_f37078.pdf

 

17 комментариев к “На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ”

  1. Добрый день. Подскажите, пожалуйста: Какими документами регламентируется паспортизация школьных кабинетов? Есть ли единые требования? Какова цель данного вида деятельности? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Нормативным документом является локальный акт школы, разрабатываемый школой самостоятельно с учетом образовательной программы, ФГОС и СанПин.

      Ответить
  2. Добрый день, подскажите какой размер компенсационных выплат за специфику работы в классах ОВЗ, дети с задержкой психического развития? Всегда платили 20%, с января 2019 в новом доп. соглашении прописан коэффициент- 0,1. Правомерно ли это ?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Вопрос оплаты труда бюджетников относится к компетенции субъекта РФ. Советуем зайти на сайт регионального органа управления образованием и найти соответствующий документ.

      Ответить
  3. Здравствуйте. В школе, где я работаю не начисляются компенсационные выплаты за проверку письменных работ и за заведование кабинетами. Также нет выплат за работу в сельской местности. Являются ли эти выплаты обязательными? Спасибо.
    Также буду признательна, если поясните полагается ли доплата за дополнительные часы, если ставка работника 18 часов, а фактическая нагрузка составляет 27 часов.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Настоятельно советуем вам и вашим руководителям изучить приказы Министерства образования
      и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 и от 11 мая 2016 г. 536, а также Комментарий к ним Общероссийского Профсоюза образования.
      1.Согласно п.3 Примечания к Приложению 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
      от 22 декабря 2014 г. № 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).
      Согласно п.4 этого же Примечания, за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.
      2.Согласно приказу №536, классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты – это не компенсационные выплаты, а дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью и выполняемые с письменного согласия учителя за дополнительную оплату, в соответствии с трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).
      Для официального ответа по вопросаим оплаты труда вы может обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form. Также можно обратиться на сайт сайт “Учительской газеты”, Общероссийского Профсоюза образования.
      Советуем написать заявление на имя директора школы об оплате за проверку тетрадей и за заведование кабинетом и отказаться выполнять эти обязанности без дополнительной оплаты. Также советуем ознакомиться со школьными положениями об оплате труда, колдоговором, региональным нормативным документом об оплате труда работников бюджетной сферы 2019 году (на сайте регионального органа управления образованием).
      P.S.Почему же вас администрация разводит как лохов? Читайте документы, отстаивайте свои права!

      Ответить
  4. Подскажите, пожалуйста, протарифицирована на 2 ставки учителя-логопеда. Получаю компенсационные выплаты на 2 ставки за высшую категорию, за группу ТНР(логопедические). А вот за стаж выплачивают только на 1 ставку. Правильно ли это?

    Ответить
    • Добрый день, Мария! Вообще-то, по закону сколько отработаешь, за то и получаешь. Компенсационные выплаты положены несколько за другое. Советуем ознакомиться с локальными актами учреждения типа Положение об оплате труда, о компенсационных и стимулирующих выплатах, колдоговором, а также с региональным документом об оплате труда бюджетников в 2019 г. См. на соответствующих сайтах.

      Ответить
  5. Здравствуйте, будет ли выплачиваться компенсация учителям ,если их школу признали аварийной?

    Ответить
    • Добрый день, Умайсат! Советуем обратиться в региональный орган управления образования.

      Ответить
  6. Здравствуйте. Моя педагогическая нагрузка в 2019-20 уч. году составляет 26 часов . При начислении видов компенсационных выплат ее разделили на 11 и 15 часов ( ??? )
    Например : выплата за заведование кабинетом производится только с 11 часов. Не пойму ,
    или это очередной вывих мозга у администрации или просто она так решила от плохого настроения.
    Как быть , посоветуйте. Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Владимир! Заручитесь официальным ответом Минпроса РФ. Для этого можно обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.
      На сайте Минпрсвещения России в рубрике «Открытое министерство» (https://open.edu.gov.ru/faq/#type=11) есть специализированный раздел «Вопросы и ответы», в котором представлена информация по наиболее часто задаваемым педагогами вопросам, в том числе информация о мерах по совершенствованию механизмов повышения заработной платы.
      Полученный ответ покажите своим руководителям. Кроме того, в регионе должен быть нормативный документ об установлении заработной платы работникам бюджетной сферы в 2019 году. Его можно найти либо на сайте органа управления образованием, либо органа власти региона.
      И ещё. В школе должен быть ряд локальных актов по вопросам оплаты труда, как-то: Колдоговор, Положение о системе оплаты труда, Положение о стимулирующих выплатах о компенсационных выплатах, у профорганизации есть отраслевое соглашение по вопросам оплаты труда и ряд разъяснительных документов по этому поводу. Пошевелите-ка всех!

      Ответить
  7. Доброго времени суток! У меня вопрос о наболевшем, о зарплате. У меня сын работает в образовательной школе педагогом дополнительного образования, ведёт кружок “Робототехника”. Его зарплата составляет 14 тыс. (“грязная”). При школе открыта “Точка роста”,там он тоже работает педагогом доп.образования, у него 0,3 ставки , но за эти 0,3 ст он получает – 8 тыс. Почему одна и та же должность, а зарплаты разные? Как оплачивается работа в выходные и праздники в “Точке роста”? На какой документ можно сослаться? Администрация школы говорит, что “Точка роста” должна работать и в праздники, и в выходные и оплата обычная. Правильно ли это? Спасибо. С уважением, Елена.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Для официального ответа советуем обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.
      На сайте Минпрсвещения России в рубрике «Открытое министерство» (https://open.edu.gov.ru/faq/#type=11) есть специализированный раздел «Вопросы и ответы», в котором представлена информация по наиболее часто задаваемым педагогами вопросам, в том числе информация о мерах по совершенствованию механизмов повышения заработной платы

      Ответить
  8. Здравствуйте. Я работаю в школе учителем-логопедом. Всего на логопункте занимаются 32 ребенка с ОВЗ и 87 детей испытывающие трудности в чтении и письме. Я один логопед в школе, оплачивают мне только две ставки (24 ребенка с ОВЗ). Скажите, имею ли я право отказаться от 10 детей, за которые мне не платят? И могу ли я не зачислять детей которым присваивают статус в течение учебного года? могу ли я рассчитывать на дополнительные выплаты в размере 20% за работу с ОВЗ?

    Ответить
    • Добрый день, Галина! Для официального ответа советуем обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.
      На сайте Минпрсвещения России в рубрике «Открытое министерство» (https://open.edu.gov.ru/faq/#type=11) имеется специализированный раздел «Вопросы и ответы», в котором представлена информация по наиболее часто задаваемым педагогами вопросам, в том числе информация о мерах по совершенствованию механизмов повышения заработной платы.

      Ответить

Оставьте комментарий