Зачастую источником школьных конфликтов «учитель- родитель» являются отметки, которые выставляет учитель школьнику за устные ответы и письменные работы, за четверть, полугодие, год. При этом предметом конфликта может стать мнение родителей, что учителя ставят ребенку отметки необъективно, придираются к нему, начинают травить его, если родители обращаются за разъяснениями к классному руководителю, администрации или в вышестоящую организацию.

Подобных конфликтов можно избежать или свести их к минимуму, если следовать нормам действующего законодательства.
Оценка и  отметка 
Оценить — значит установить качество умений и способностей школьника. Оценка школьника — это процесс оценивания, осуществляемый учителем. К оценке предъявляются такие педагогические требования как систематичность, объективность, педагогический такт учителя, индивидуальный подход.
Отметка – это числовое или словесное выражение оценки в цифрах, буквах или иным образом.

 Кто оценивает и ставит отметку ученикам Квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, определено, что контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, оценивает эффективность и результаты обучения школьников с учетом освоения знаний, овладения умениям и навыками с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), осуществляет учитель.

Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (далее — Закон) педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Вместе с тем в соответствии со ст.47 Закона учитель имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, творческую инициативу и свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность.
Следовательно, оценивать эффективность и результаты обучения школьников, ставить им отметки за устные ответы, контрольные работы, четверть, полугодия, за год, по итогам промежуточной аттестации входит в обязанности учителя.
Компетенция образовательной организации
Выставление отметок ученикам за устные ответы, контрольные работы, четверть, полугодия, за год, по итогам промежуточной аттестации на федеральном уровне  отнесено Законом (ст.28) к компетенции образовательной организации,  в которую входят в том числе:
— обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
— осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
— индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;
— обеспечение реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастными, психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами и потребностями обучающихся.
Законом также предусмотрены и меры ответственности:
— за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об оценивании и выставлении отметок обучающимся  Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания обучающихся.
Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 установлено, что:
— итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
— итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс;
— итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
В образовательной организации в  соответствии с установленной Законом компетенцией  должны быть:
— в уставе организации отражены вопросы оценки и контроля качества образования;
— разработана внутришкольная система оценки качества образования;
— определена система оценки знаний обучающихся: пятибалльная или какая либо другая (при наличии системы оценивания отличной от пятибалльной должна быть шкала перевода);
— разработаны и приняты локальные акты, согласно которым выставляются текущие отметки, отметки за четверть, полугодие, год и в которых содержится подробная инструкция по выставлению этих отметок (как правило, в них прописываются критерии выставления отметок от единицы до пятерки за устные ответы, письменные, творческие работы,, порядок выставления отметок за контрольные работы, условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке и т.д.);
— принято Положение о промежуточной аттестации, в котором указаны порядок и формы её проведения, подготовки проверочных материалов, критерии выставления отметок, состав и полномочия комиссии для повторной аттестации, содержатся указания на порядок пересмотра отметок и др.;
— разработан план внутришкольного контроля, в том числе и контрольно-оценочной деятельность деятельности педагогов.
Локальные акты организации должны быть размещены на школьном сайте, а родители с ними должны быть ознакомлены.
Кроме этого, учителя должны разъяснить родителям особенности оценки знаний обучающихся по своему предмету.
Отсутствие таких документов и разъяснений учителей позволяет учителям поступать по своему усмотрению, и, конечно, вызывает у родителей сомнения в объективности школьной отметки.
Что должны учитывать родители
Родителям следует обратить внимание, что Законом (статьи 43, 58) определено, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, а в случае возникновения академической задолженности обязаны ликвидировать её.
Согласно Закону родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом  они имеют право защищать права и законные интересы обучающихся, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон не только обязывает, но и защищает права учителей и родителей.

Если родители убеждены, что учитель неправ

Если у родителей возникают сомнения в объективности оценки знаний ребенка, то они могут воспользоваться предоставленными им Законом (статья 45) правами и обжаловать отметку.
Для этого надо:
1. Ознакомиться с локальными актами школы о системе оценивания и определить, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям. Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра отметок – воспользоваться процедурой, которая предусмотрена в нем.
2.Побеседовать с учителем и заслушать его аргументацию.
3.Если действия педагога не соответствуют требованиям локальных актов школы о выставлении отметок либо в локальных актах этот случай не предусмотрен, но родители убеждены, что учитель был неправ, написать заявление (жалобу) на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в которой высказать просьбу о пересмотре отметки с изложением собственных аргументов.
Обратим внимание, что решение Комиссии обязательно для всех участников образовательных отношений.
4.Также родители могут воспользоваться и иными не запрещенными законодательством РФ способами защиты прав и законных интересов обучающихся. Например, обратиться в органы управления организацией, суд.
Учителю не следует давать поводов для конфликтов
Для того, чтобы у родителей не возникало оснований в объективности полученных учеником отметок, учителю необходимо придерживаться известных педагогических требований, например:
— в начале учебного года ознакомить обучающихся и их родителей с системой текущего контроля, принятыми нормами оценки за письменные, лабораторные работы и другие виды оценивания, за устные ответы по предмету;
— разъяснить ученикам понятным для них языком критерии оценки проводимых проверочных и контрольных работ, зачетов, тестов;
— объективно оценивать знания учеников, обосновывая оценку понятным для них языком;
— предоставлять ученикам возможность оспорить отметку, привести свои обоснования;
– не выставлять текущую отметку за поведение обучающегося на уроке или на перемене, за отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов, формы, письменного домашнего задания, за работу, которую обучающийся не выполнял, потому что отсутствовал на уроке, на котором эта работа проводилась;
— информировать родителей об успеваемости ученика в установленном локальным актом школы порядке.

Вместе с тем каждый человек, в том числе и родитель, и учитель, индивидуален. Поэтому даже соблюдение всех требований законодательства не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Наличие же нормативной базы и соблюдение учителем педагогических требований при оценивании обучающихся позволят успешнее разрешать конфликтные ситуации.

Уважаемые родители и учителя! Конфликтуя между собой, не забывайте, что главное не ваши амбиции, а ребенок, его благополучие, успешность и здоровье.

Также в блоге
«Кто и как осуществляет федеральный государственный контроль качества образования»»
Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
«Обязана ли школа организовать дополнительные занятия со школьниками, пропустившими уроки по болезни»
«Ликвидация академической задолженности школьником по закону об образовании»
«Возможно ли исключить ученика из школы за плохую успеваемость?»
«Могут ли родители посещать уроки учителей?»

Как выставляют отметки ученикам в школе

Как выставляют отметки ученикам в школе: 21 комментарий

  • 19.06.2018 в 12:56
    Постоянная ссылка

    «Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 установлено, что:
    — итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, »
    Не дурите народ! В приказе только математика и русский!!!

    Ответить
    • 19.06.2018 в 15:30
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Евгений! Как правило, в документы с течением времени вносятся изменения и дополнения. Так и в данном случае в приказ № 115 приказом Минобрнауки России от 9 января 2017 г. N 3 в подпункт «б» внесены указанные изменения. Советуем при обращении к документу пользоваться его последней версией, тогда дурить никого не придется.
      Очень жаль, Евгений!!!

      Ответить
  • 21.10.2018 в 11:58
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Моя дочь учится в 10 классе. Нам сказали в школе, чтобы за полугодие вышло «5» надо чтобы в электронном журнале было не менее 4, 75, т.к. изменились правила выставления оценок.Так ли это? И где посмотреть новые правила округления оценок в эл. дневнике для 10-11 классов. И правила получения золотой медали.

    Ответить
    • 21.10.2018 в 15:33
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! 1. Следует ознакомиться с соответствующим локальным актом школы о выставлении отметок. 2.Согласно ст.34 закона об образовании, лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении». Как такового понятия «золотая медаль» нет 3. В настоящее время подготовлен проект приказа, которым предлагается аттестат о среднем общем образовании с отличием и приложение к нему выдавать выпускникам 11 (12) класса, «завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации), набравшим не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня (при выборе выпускником 11 (12) класса для прохождения государственной итоговой аттестации ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровней, учитываются результаты ЕГЭ по математике профильного уровня, результаты ЕГЭ по математике базового уровня не учитываются; в случае прохождения выпускником 11 (12) класса государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ – ‎5 баллов по обязательным учебным предметам, в случае выбора выпускником различных форм прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) – 5 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня, а также не менее 70 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ЕГЭ)».

      Ответить
  • 22.10.2018 в 01:03
    Постоянная ссылка

    Правильно ли то,что учитель поставил оценку 2,за то,что ученик дал списать однркласснику?
    Дело в том,что я трудилась весь день при выполнении домашнего задания,моя одноклассница забыла о дз,и учитель внезапно ее спросил,она взяла мою тетрадь,учитель заметил,и поставил 2 обеим.Что делать в таком случае?Я ведь не виновата,а вот оценкт подпортились 2.

    Ответить
    • 22.10.2018 в 15:24
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! Отметки ставят за знания. В подобных случаях следует руководствоваться соответствующим локальным актом школы, в котором должны быть указаны случаи и порядок подачи апелляций (должен быть на сайте школы). например, действия учителя вы можете опротестовать, обратившись с заявлением к директору школы либо в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  • 22.10.2018 в 13:05
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Подскажите , пожалуйста, прав ли учитель в нашем случае? Учимся во 2-м классе , недавно была самостоятельная работа по математике , было 3 задания , выполнены верно , есть две орфографические ошибки и одна -обозначил фигуру прописными, а не заглавными буквами. Оценка 3 . И ещё вопрос , писали диктант по русскому языку под диктовку ученицы того же 2-го класса !!! Это нормально???

    Ответить
    • 22.10.2018 в 14:33
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лилия! 1. По поводу отметок советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом школы. 2. Всё зависит от конкретных обстоятельств. 3.Советуем побеседовать с учителем. В любых случаях следует заслушивать обе стороны.

      Ответить
  • 23.10.2018 в 02:20
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если в нашей школе не разработан локальный акт, согласно которому выставляются текущие отметки (есть только положение по промежуточной аттестации) и нет никакой инструкция по выставлению отметок (от единицы до пятерки за устные, письменные ответы и другие работы), к какому документу можно обратиться, существует ли «общий» нормативный акт, содержащий критерии оценок по предметам? Очень тяжело аргументировать свою позицию без документального подтверждения. У нас со следующего понедельника начинаются каникулы, поэтому времени для пересмотра оценки практически не остается, а двойка (выставленная объективно неверно) после трёх четверок опустила средний балл до оценки «3» за четверть. Пожалуйста, помогите!

    Ответить
    • 23.10.2018 в 09:45
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Может вам внимательнее отнестись к поискам — это может быть локальный акт типа об отметочной системе оценки знаний, обратитесь к Уставу школы. Подобный документ в школе должен быть, ибо в соответствии со ст. 28 закона об образовании к компетенции школы относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
      Если такого документа нет, то учитель это делает по своему усмотрению, руководствуясь ФГОС.

      Ответить
  • 20.11.2018 в 11:28
    Постоянная ссылка

    В школе моего сына учителя оценки в дневник не ставят, електронного журнала нет, выписку об успеваемости делают в лучшем случае раз в две недели. Имеет ли школа право на доведение до родителей оценок детей с такой периодичностью?

    Ответить
    • 21.11.2018 в 15:37
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Валерий! Согласно ст.44 ФЗ об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Советуем написать заявление на имя директора школы, почему классный руководитель (или другой учитель), которому поручено за отдельную плату заполнять электронный дневник, не делает этого.

      Ответить
  • 30.11.2018 в 20:28
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться с «взаимопроверкой» в школах.
    Дети в 6 классе проверяют работу (диктанты, тесты, задания в классных работах и т.п.) у друг друга. Оценивают выполненную работу сами.
    Учителя не проверяя выполненых работ, выставляют сразу эти оценки в журнал. Оценки учителю оглашают сами ученики.
    Имеют ли право так делать учителя? Ведь оценивать работу ученика по всем критериям обязан учитель, а не сосед по парте.

    Ответить
    • 01.12.2018 в 15:36
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анастасия! Согласно ст.28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции школы. Согласно ст.47 этого же ФЗ педагогическим работникам предоставлено право на свободу преподавания, выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Для решения вопроса советуем ознакомиться с локальными актами школы по вопросу контроля и оценки результатов учебной деятельности. Если положения этих локальных актов в школе нарушаются, вы вправе обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  • 24.12.2018 в 11:38
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, помогите разобраться. У ребенка за четверть выходят все пятерки, но по музыке учитель вывела 4. Текущая одна оценка была 3, остальные 4 и 5. Но самое интересное, на уроках музыки дети не поют, постоянно задает домашнее задание, что-то написать в тетради про муз.инструменты, википедия в помощь нам постоянно. Можно ли опротестовать 4 по музыке, ведь он не выходит отличником в четверти, да и предмет музыка не столь важен. Первая четверть была все 5.

    Ответить
    • 25.12.2018 в 08:44
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Олеся! Попробуйте поговорить с учителем, чтобы узнать в чём проблема и можно ли исправить отметку, например, сдать зачетную работу, выполнить допзадание и т.д. Советуем разговор вести в доброжелательном тоне, без претензий и выяснения отношений. Также настоятельно советуем ознакомиться с школьным локальным актом типа Положение об оценке (контроле)знаний обучающихся (должно быть на школьном сайте).

      Ответить
  • 09.01.2019 в 10:49
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Прошу Вас о помощи. Не уверена, что мой вопрос «по сути», но всё же… Я учитель с большим стажем (не математик). Первый рабочий день после каникул принёс мне конфликт с директором (математиком). Она пыталась меня убедить, что при среднем арифметическом 4, 46 я должна поставить отметку «5» за полугодие по правилам округления чисел. Мои доводы, что мы округляем до целого числа (4), а не сначала до десятых (4,5), а потом до целых (5) слушать не стала. Я 23 года так выставляю отметки, волею судьбы сменила 3 школы. Ни один проверяющий не сомневался в объективности выставления мною отметок. Может, я заблуждаюсь? Спасибо огромное за ответ.

    Ответить
    • 10.01.2019 в 15:56
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Всё очень просто: обратитесь к коллеге математику и попросите учебник математики, найдите в нём правила округления чисел. Вероятно, они будут такими:
      Правило №1. Если первая из отбрасываемых цифр больше или равняется 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу.
      Правило №2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше, чем 5, то усиление не делается.
      Правило №3. Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если — нечетная.
      В вашем случае последняя цифра 4 чётная, значит эта цифра остается неизменной.
      Это математика. Но в обучении действует такое правило: при возможности решайте в пользу ученика.

      Ответить
  • 17.01.2019 в 11:34
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Вопрос об оценивании обучающихся очно-заочной формы обучения. В нашем центре образования эта форма обучения существует очень давно. Оценивание происходило по зачетным разделам, а не по четвертям, полугодиям. Учебный материал рабочей программы по предмету разбит на зачетные разделы, по каждому предмету локальным актом определено количество зачетов, в Положении о получении образования в очно-заочной форме прописана зачетная система (дифференцированный зачет). Следовательно, итоговая отметка выставляется по предмету по совокупности отметок, полученных за зачетные разделы. Но в приказе Министерства образования и науки РФ № 115 от 14.02.2014 «Об утверждении порядка заполнения…» говорится: «Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления». Период оценивания обозначен как ПОЛУГОДИЕ. Имеется ли нарушение в системе оценивания при очно-заочной форме обучения? И как быть с экстернами, которые приходят их других ОО (например, техникумов) с результатами по части предметов или проходят промежуточную аттестацию за год, но при этом допускаются к государственной итоговой аттестации и получают аттестат? У них же нет результатов за полугодие, а аттестат выдается?

    Ответить
    • 17.01.2019 в 13:46
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Гаврилова Татьяна! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо Минпросвещения РФ.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.