Мобильник, ученик, учитель и право

Мобильные телефоны прочно вошли в жизнь современного человека. Мобильники у нас имеют и стар и млад. Не секрет, что ученики во время урока используют мобильные телефоны и как средство общения, и как игрушку: обмениваются SМS-сообщениями, пересылают подсказки, играют в игры и др. Чтобы ученики не отвлекались на уроке, не нарушали дисциплину, учителя вынуждены предпринимать какие-то действия: делают замечания, а у непослушных отбирают телефоны. Если же ребенок вел себя вызывающе, грубил учителю, то возвращают телефон только его родителям.
Резонно возникает вопрос: а есть ли у учителя право отбирать у ребенка мобильник?
Конституция РФ говорит: нет, такого права учитель не имеет. Телефоны принадлежат школьникам на праве собственности. Поэтому действия учителя нарушают ст. 35 Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
Что же касается использования телефона в образовательных организациях, то оно не регламентировано ни одним нормативным правовым документом федерального уровня.
Ограничение права использования (но не собственности) мобильного телефона в школе может быть регламентировано уставом школы, с которым родители должны быть ознакомлены под роспись. Если в уставе содержится ограничение в использовании телефона в школе и родители поставили свою подпись под этим уставом, то, следовательно, они согласились с его положениями и обязуются их соблюдать.
Если же обучающийся нарушает устав, то в соответствии с Федеральным законом об образовании к нему могут быть применены только такие меры дисциплинарного воздействия как замечание, выговор, и в исключительных случаях – отчисление из образовательной организации.
Лишая ученика телефона, учитель должен помнить, что согласно статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом и родители могут воспользоваться этим положением.

По информации сайта «Медуза» (meduza.io) Федеральное сетевое агентство Германии запретило использование детских «умных часов», которые позволяют взрослым слушать, что происходит рядом с ребенком, в том числе подслушивать, что говорят учителя в классе. Такая технология была расценена как способ слежки.
В России прямого запрета в законодательстве на запись на уроке нет. Однако запись должна быть направлена на сбор информации только о своей личной жизни, для личного пользования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.) и не может быть использована с намерением причинить вред другому лицу, для публикации в Интернете.
Запрет может быть регламентирован внутренними локальными актами образовательной организации.

Источник:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 15 марта 2013 г. N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (с изменениями и дополнениями)

https://pedsovet.org/beta/article/zapis-na-diktofon-spionaz-za-ucitelem-ili-pravo-obucausihsa)https://meduza.io/news/2017/11/18/v-germanii-zapretili-detskie-umnye-chasy-roditeli-s-ih-pomoschyu-podslushivali-uchitele

 

 

Оставьте комментарий