Практика показывает, что нередко учителей обязывают посещать школьников на дому, что вызывает возмущение как учителей, так и родителей. Учителя считают, что это не входит в их должностные обязанности, а родители ссылаются на статью 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно, и, следовательно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения.

В каких случаях учителя посещают детей на дому
Как правило, учителя приходят на дом к ученику в следующих случаях:
— для обучения больных детей на дому;
— для составления акта обследования жилищных условий детей из неблагополучных семей;
— для учета детей, проживающих в микрорайоне школы;
— для изучения классным руководителем условий проживания школьника в семье, особенно детей, стоящих на учете.
Правовые основания для посещения детей на дому
1. Обучение больных детей на дому организуется школой на основании заявления родителей при наличии соответствующих документов и регламентируется нормативным документом субъекта РФ.
Школой совместно с родителями (законными представителями) обучающегося формируются Учебный план, расписание занятий, график контроля, подбор кадров и оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации.
Таким образом, в этом случае посещение ученика на дому осуществляется по воле родителей.
2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 обследование семей проводится органом опеки и попечительства. Если же у органов опеки и попечительства отсутствуют или недостаточно организационных, кадровых, технических и иных возможностей, то отдельные их полномочия могут осуществляться в том числе образовательной организацией, которой в установленном порядке должно быть передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Эти полномочия осуществляются образовательными организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
Таким образом, для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, оформленное соответствующим договором. Если эти условия не соблюдены, то учителя не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства, а родители могут не допускать их в свое жилое помещение.
Обратим внимание, что в таких случаях акт обследования является не действительным.
3.Согласно п.6 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Порядок учета детей, подлежащих обучению, закрепляется нормативным актом этих органов  (письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974).
Как разъяснялось ранее в письме Минобрнауки России от 21.03.2002 г. № 419/28 -5, источниками сведений о численности детей, подлежащих обучению, могут служить:
— данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания ребенка;
— данные переписи детского населения, составленные участковыми педиатрами;
— списки детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, лечебно — профилактических и других детских учреждениях;
а также списки детей, составленные в ходе проведения обходов микрорайонов школы (дворов, домов, квартир) работниками образовательных учреждений совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций.
Обратим внимание, что обходы микрорайонов школ могут осуществляться учителями совместно с работниками органов внутренних дел, представителями общественных и других организаций. Как видим, в данном случае, если учитель пришел к родителям  один, они вправе не приглашать его в свое жилое помещение.
4.Согласно приказу Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 в обязанность классному руководителю вменяется «обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей», установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования). Вместе с тем, в приказе не содержится указания о том, что для этого классный руководитель обязан посещать семьи обучающихся.
Таким образом, родители на вполне законных основаниях вправе не впустить классного руководителя в своё жилое помещение.

Для учителей заметим, что в «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323) в разделе «Классное руководство» отмечается, что не следует допускать «включения в обязанности классных руководителей составления отчётной документации и (или) представления информации, связанной с выполнением функционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением, опеки и попечительства и т. д. (например, составления актов посещения жилых помещений, в которых проживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законных представителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведении профилактических прививок и т. п.)».

P.S. О том, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни, подробно  изложено в статье «Откройте, это ваш классный руководитель!», размещенной на сайте «Педсовет» проект «Юрист для учителя»
https://pedsovet.org/beta/article/otkrojte-eto-vas-klassnyj-rukovoditel

Источник:
Конституция Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423
Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21
Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334
Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 Письмо Минобрнауки России от 22.10.2014 N 06-974 Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323

Могут ли учителя посещать учеников на дому?

Могут ли учителя посещать учеников на дому?: 6 комментариев

  • 31.10.2017 в 13:34
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Какими официальными документами можно воспользоваться для составления пакета документов по надомному обучению (положение и др.)? Раньше был документ: Об индивидуальном обучении больных детей на дому (утратило силу на основании приказа Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035). А теперь как организовать надомное обучение правильно? Чем руководствоваться?

    Ответить
    • 01.11.2017 в 16:12
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Данный вопрос относится к компетенции местного органа власти. Советуем найти этот документ на сайте органа управления образованием. Как правило, в школе должен быть локальный акт об обучении больных детей на дому, заявление родителей с приложением копии соответствующего документа, распорядительный акт руководителя школы с указанием учебного плана, учителей и расписания занятий.

      Ответить
  • 04.01.2018 в 17:05
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, как должно оплачиваться обучение на дому больного ребенка? Если учителю дополнительно не оплачивается имеет ли учитель право отказать в этом?

    Ответить
    • 05.01.2018 в 14:54
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Согласно п.2.5 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 при возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей. Т.о., если это время не включено в учебную нагрузку и не оплачивается, то и учитель не обязан вести эти часы.

      Ответить
  • 16.06.2018 в 15:14
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте,
    Учащийся закончил освоение программ уровня основного общего образования, прошёл успешно государственную аттестацию и изъявил желание учиться в 10 классе.
    Весь 9 класс учащегося , которому по медицинским показателям было прописано обучение на дому, посещали учителя-предметники для обеспечения право ребёнка на получение основного общего образования.
    Среднее общее образование, согласно закону об Образовании, не является обязательным уровнем образования.
    Может ли администрация школы отказать учащемуся 10 класса, который по медицинским показателям должен получать образование на дому, посещение учащегося учителями -предметниками, но при этом, администрация согласна на обучение такого учащегося с использованием дистанционных технологий

    Ответить
    • 17.06.2018 в 09:10
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Евгений! Это не совсем так: согласно ст.34 закона об образовании обучающимся предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
      предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
      В соответствии со ст.5 в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
      В соответствии со ст. 41 порядок обучения детей на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
      Для решения вопроса советуем ознакомиться с нормативным актом регионального органа власти об обучении больных детей на дому, обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.