Посетители блога в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

В словаре С.И.Ожегова насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».
Наиболее распространенные формы школьного насилия — физическое и психологическое (эмоциональное) насилие. Они могут наблюдаться как в отношениях обучающихся друг к другу, так и со стороны педагогов и других работников школы по отношению к обучающимся.
Что такое физическое насилие
Физическое насилие по отношению к ребенку трактуется как преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или их законных представителями, педагогами или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
Физическое насилие распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию.
Специалисты выделяют следующие основные признаки физического насилия:
• повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины);
• кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня);
• циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавливании пальцами);
• укусы, сигаретные ожоги;
• травмы губ и ротовой полости;
• тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки);
• переломы и черепно-мозговые травмы.
Для того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение.

Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие  определяется как периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или их законных представителей, педагогов или других каких-либо лиц на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Факты психологического насилия в образовательных организациях, как правило, выражаются:
• в угрозах в адрес обучающегося;
• в преднамеренной изоляции школьника;
• в предъявлении к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
• в оскорблении и унижении достоинства;
• в систематической необоснованной, некорректной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия;
• в демонстративном негативном отношении к обучающемуся;
• а также в виде крика, сарказма, сердитого выражения лица, насмешек, высмеивания.
Если физическое насилие фиксируется четко, то для фиксации психологического воздействия требуется внимательно разобраться в обстоятельствах. Определить границы дозволенного бывает трудно, даже если ребёнок сообщит об этом. Жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. Кроме того, некоторые родители не находят ничего дурного в том, что учитель повысит голос на ребёнка, покритикует его.
К сожалению, некоторые педагоги и родители считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного.
Однако, научные исследования показали, что психологическое насилие приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы, порождает у него агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает стресс, подобный эффекту травмы от физического насилия. Поэтому родителю так важно во время вставать на защиту ребенка.

Об ответственности
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана  вина педагога,  то в зависимости  от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Что делать?
Специалисты советуют, если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не рекомендуется давать советы, как справиться с ситуацией. А такой совет как «не обращать внимания», лишает ребенка необходимой поддержки.
Первый шаг, который должен сделать родитель, это встретиться с педагогом. К нему нужно идти подготовленным, знать все о случившемся, вплоть до конкретных дат. Надо спокойно изложить свою позицию. Не следует конфликтовать с педагогом. Лучшее решение проблемы — взаимное сотрудничество.
Если разговор проблему не решил, то согласно Федеральному закону об образовании №273-ФЗ в целях защиты прав несовершеннолетних обучающихся их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе:
— обратиться к директору школы с заявлением о применении к ее работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и ответу в письменном виде;
— обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением;
— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.
Если уж никакие способы не работают, ребенка целесообразно перевести в другую образовательную организацию.
Если ребенок чувствует страх, тревогу, у него пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения, то лучше всего обратиться к психотерапевту для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии самооценки и приобретении навыков самоэффективности.

Также по теме в блоге:
«Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
«Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
«Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
«Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
«Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
«Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
«Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо: 6 комментариев

  • 22.09.2017 в 04:43
    Постоянная ссылка

    Почему собственно психологическое воздействие не допустимо?
    Личный пример педагога! Убеждение, построенное на примерах! Методы, основанные на «условных рефлексах»!
    А если использовать «ЛОЗУНГИ», то дети, подростки, граждане только приспособятся, затаятся, сожмутся в пружину, которая рано или позже или никогда выдаст «результат! Иногда страшно пугающий, не объяснимый, не понятный!!

    Ответить
    • 22.09.2017 в 07:58
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Евгений! Советуем обратиться к Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка.

      Ответить
      • 30.09.2017 в 09:28
        Постоянная ссылка

        Вы не поняли! Я подчеркнул ПСИХОЛОГИЯ. Т.Е. педагог не должен быть извращенцем и идиотом в области науки — ПСИХОЛОГИЯ!!

        Ответить
  • 06.10.2017 в 11:16
    Постоянная ссылка

    А у нас психологическое воздействие допустимо каждый день на уроках ОБЖ преподавателем, бывший военный, в прошлом году прокуратура подала на него в суд за то, что ударил студента несовершеннолетнего, заплатил штраф 5 тыс. руб и продолжает свою деятельность «педагогическую», оскорбляя и унижая детей. Директор отреагировала, когда из суда потребовали документы, выписала выговор задним числом.
    А принуждение к уборки спортивного зала и всего учебного заведения (нет техничек), не является психологическим воздействием?

    Ответить
    • 06.10.2017 в 15:32
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Галина! 1.Возможные варианты решения проблемы: привлечь внимание СМИ, разместить видео в сети «Интернет» и др. , не запрещенные законом действия.
      2.Относительно уборки. Пока действующим законом об образовании запрещено привлекать детей к труду, не предусмотренному учебным планом, без согласия детей и их родителей. Если это происходит в школе, то родители вправе обратиться в суд.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.