Как должны проверяться школы — методические рекомендации Рособрнадзора

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) разработаны и Письмом от 4 августа 2017 г. № 05-375 направлены для использования в работе

Методические рекомендации по организации и проведению уполномоченными органами, проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках федерального государственного надзора в сфере образования(далее — Методические рекомендации).
В Методических рекомендация приводится перечень нормативных правовых документов, являющихся основой проведения проверок, дано описание проверки, содержания распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки организации, а также оформление результата проверки.
В приложении к ним дан Перечень требований, установленных законодательством РФ, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования:
– Требования к локальным нормативным актам организации;
– Требования к реализации образовательных программ;
– Требования к соблюдению прав и обязанностей участников образовательных отношений;
– Требования к деятельности организации;
– Требования к предоставлению платных образовательных услуг в организации.
Как отмечается в Методических рекомендациях, при организации и проведении проверок уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.
В описании проверки перечислено, что подлежит контролю при проведении проверок, приведен перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проверки, перечень документов, которые организация должна представить уполномоченному органу.
Отмечено, что рассматриваться должны действующие на момент проверки документы организации, а за весь период освоения основных образовательных программ – только при необходимости.
Организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом следует учитывать сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информацию и документы, которые размещены на официальном сайте организации в сети “Интернет”.
Обращено внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ установлен запрет для должностных лиц уполномоченного органа требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также, что в соответствии с частью 10 статьи 11 упомянутого закона при проведении выездной проверки запрещается требовать представления документов и (или) информации, которые были представлены в ходе проведения документарной проверки.
Согласно Методическим рекомендациям результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в двух экземплярах по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России № 141.
В акте указываются сведения обо всех выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения.
Если в ходе проведения проверки выявлены нарушения, то уполномоченные органы принимают меры для привлечения организации и ее должностного лица к административной ответственности.
Основной мерой воздействия в этом случае является выдача организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению нарушений. Конкретные пути исполнения предусмотренных предписанием мер и мероприятий организация определяет самостоятельно.
Вместе с тем, отмечено, что уполномоченным органам следует учитывать, что наибольшую результативность показывают проверки, до окончания которых выявленные нарушения устраняются организацией самостоятельно, без применения мер воздействия.

В соответствии  с п.7 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в РФ»  “в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца».

Примечание. Методические рекомендации предназначены для уполномоченных органов. Однако, они важны как для муниципальных органов управления образованием, так и общеобразовательных организаций, так как могут способствовать  предотвращению нарушения общеобразовательными организациями требований законодательства об образовании и основательно подготовиться к проверке.

Согласно  статьи  93 Федерального закона «Об образовании в РФ», «под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее — уполномоченные органы), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований».

Источник: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Рособрнадзора от 4 августа 2017 г. № 05-375
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223733/922ed0bee6d578154bc0f750f31b1ecc08e2fd0c/

Также в блоге

“Кто и как осуществляет федеральный государственный контроль качества образования”

Оставьте комментарий