Надо ли школьникам выполнять летние задания?

Занятия в школе закончились, но занятия продолжаются: учителя предложили школьникам на каникулы немало разнообразных заданий. Убедиться в этом несложно, зайдя на сайт любой школы.

Оживленную дискуссию в сети Интернет  вызвало оригинальное задание на лето из 15 пунктов, которое предложил ученикам  Cesare Catà (Чезаре Ката), учитель из небольшого приморского городка Фермо в Италии.

В частности, он предлагает:  гулять по утрам в полном одиночестве;  использовать новые слова, которые  выучили в этом году; много, сколько возможно, читать;  перечитывать конспекты уроков; танцевать и не стесняться; смотреть хорошие фильмы;  побольше заниматься спортом;  не ругаться, быть хорошими, вежливыми и добрыми.

Естественно перед родителями встает вопрос: должен ли ребёнок заниматься летом?

 Что говорят  нормативные документы

В соответствии со ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. каждый ребенок имеет право на отдых. Исходя из этого, можно заключить, что каникулы для школьника – это время отдыха, а не работы над домашним заданием.

В федеральных документах России  прямого указания на запрет учителю давать задание на время каникул, как и его обязательности, нет.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Поэтому такое положение может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы или в  школьном Положении о домашнем задании.

Надо ли школьнику выполнять летние задания?

Предлагаемые учителями летние задания имеют рекомендательный характер.

Возможно,  эта небольшая информация поможет родителям сделать определенные выводы.

Для нашей памяти характерны не только такие процессы как запоминание, сохранение и воспроизведение, но и забывание информации.

Еще в XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз выяснил, что уже через час из головы «улетучивается» примерно половина, через 10 часов – 65% заученного материала, а через месяц остается всего 20% информации. Но если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти, и при необходимости его можно быстро вспомнить. Таким образом, повторение ранее выученного материала – это самый оптимальный способ что-то запомнить.

«Повторение – мать учения», – гласит известная заповедь.

По некоторым данным за летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо – у 67%, а вычислительные навыки – у 75% учеников. Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно 15 минут во время летних каникул.

Великий педагог Ушинский писал, что здание надо укреплять, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.

«Летом не делали ничего. Дали отдохнуть ребёнку на все 100%. Как результат – ничего не помнит, даже таблицу умножения! Уже были проверочные по математике, по русскому – всё плохо! Что делать?», – такой призыв о помощи можно нередко встретить  на родительских форумах в Интернете. 

Что советуют специалисты

Российские специалисты – учителя, педагоги – психологи предлагают такие советы.

Поскольку каникулы даются детям, чтобы заслуженно отдыхать, то не стоит заставлять их заниматься насильно, из-под палки, чтобы не  отбить у ребёнка желание учиться и узнавать новое.  Следует  отказаться от запугивания и использовать методику мотивации, но не в денежном эквиваленте.

Прежде всего ребёнку надо дать выспаться, расслабиться, нагуляться, пообщаться со сверстниками, с родителями.  И уже после одно-двухнедельного отдыха можно начинать выполнять летние задания.

Одного часа в день вполне достаточно. Заниматься лучше всего в первой половине дня. Рекомендуется задействовать разные каналы восприятия информации. Кинофильмы, аудиокниги и чтение – надёжные помощники в этом деле. Решение головоломок и ребусов – прекрасное и полезное познавательное развлечение. Различные тесты и задачи также помогут лучше усваивать материал.

А вот читать рекомендуется   каждый день.  Если ребёнок ленится, можно иногда почитать книгу вместе, но не до конца, чтобы ребенку самому захотелось  узнать развязку.  Целесообразно беседовать с ребёнком о прочитанном, задать вопросы по тексту, обсуждать поведение героев. А вот к жёстким методам  специалисты прибегать не советуют – лучше договариваться.

Дети на должны целыми днями сидеть в планшете, телефоне или проводить время в соцсетях. Надо отвлекать их и убирать гаджеты под любым предлогом.

Рекомендуется больше разговаривать и общаться с ребёнком, использовать выходные для посещения выставок, музеев, театра, поездок на дачу, по интересным местам и изучению местных достопримечательностей.

Но главное,  не переусердствовать – всё должно быть в меру.

Как проводят каникулы дети разных стран

Как выяснили эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ-ВШЭ, большинство российских детей проводят каникулярное время дома (47%). Чаще всего дети проводят каникулы у родственников в других населенных пунктах (36%), путешествуют с родителями на территории России (26%), проводят время на даче (24%). При этом приоритет летнего отдыха детей зависит от типа населенного пункта.

В Японии на лето учителя раздают задания, и ученики  под бдительным надзором мам выполняют его. Младшие  школьники на каникулах развивают умения рисовать и писать, заполняя дневники, в которых рисуют иероглифы.

В Австралии в школьные каникулы проводятся различные спортивные мероприятия, фестивали, которые дают возможность детям вести активный отдых.

Во Франции во время каникул  школьники   ежедневно выполняют задания  по предметам, для того, чтобы  на экзаменах  получить высокий балл.

Школьники  в США, как правило, во время каникул предоставлены сами себе. Занимаются в основном просмотром телевизора или общением в Интернете.

В Канаде  во время каникул дети чаще всего путешествуют.

В Испании распространены своеобразные летние лагеря – «кампаменто», расположенные обычно в живописных горных районах или на морском побережье. Во многих из них школьников обучают национальному пению или танцам. Самыми популярными считаются учреждения, предлагающие молодежи углубленное изучение иностранных языков.

При подготовке использованы материалы источников:

http://ucrazy.ru/other/1438141603-otlichnoe-letnee-zadanie-dlya-uchenikov-italyanskogo-prepodavatelya-chezare-kata.html

http://uchenick.ru/

http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/05/02/kak-provodyat-kanikuly-v-drugikh-stranakh

http://новости-школ.рф/?p=16824

http://www.aif.ru/health/children/uchit_ili_ne_uchit_nuzhno_li_zastavlyat_rebyonka_zanimatsya_letom

http://clubpanda.ru/vzroslym/summer-education.html

и другие

Оставьте комментарий