Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Посетители нашего сайта нередко в своих комментариях рассказывают о  школьных конфликтах и о том, что они не знают как их разрешить. А между тем все же  есть возможность мирным путем урегулировать возникший конфликт  посредством школьной медиации – специальной  процедуры  урегулирования споров с участием посредника – медиатора.

Справочно

Медиация (от латинского mediatio – посредничество)  – это способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника – медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При этом все стороны конфликта  являются активными участниками процесса, сохраняют контроль над ним  и содержательной стороной решения.

Медиатор — это нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения противостояния. Его главная цель — организовать переговоры таким образом, чтобы стороны пришли к взаимовыгодному решению.

Служба школьной медиации состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке.

На федеральном уровне процедура медиации урегулирована законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 г.

О том, что такое школьная медиация, каковы ее цели задачи, как организовать службу школьной медиации рассказано в «Методических рекомендациях по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях», направленных в регионы письмом Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317.

Процедура урегулирования конфликта посредством школьной медиации

Для того, чтобы воспользоваться для урегулирования конфликта процедурой школьной медиации, родителям или школьникам,  прежде всего следует узнать, есть ли такая служба в школе, ознакомиться с Положением о ней. Информацию об этом можно также найти на школьном сайте, информационном стенде, узнать у классного руководителя, администрации, педагога-психолога.

Далее следует обратиться к её куратору. Это может быть заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог и др. Куратор определяет медиаторов (медиаторы обычно работают в парах). Они встречаются с каждым из участников конфликта для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече по примирению.

В случае добровольного согласия сторон, медиаторы проводят примирительную встречу, на которой обсуждается:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • что  сделать, чтобы этого не повторилось.

Обратим внимание, что медиатор – это нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться им или нет, а также  за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения. Поэтому при проведении примирительной встречи обязательными являются следующие правила:

  • каждый участник имеет  слово;
  • каждый участник встречи имеет право высказать свое мнение;
  • нельзя перебивать говорящего;
  • следует воздерживаться от ругани и оскорблений;
  • вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

Таким образом, в процессе медиации и  обидчик, и «жертва»  будут выслушаны, услышаны, их постараются понять, они смогут высказать свою позицию и видение ситуации, а также могут предложить свою альтернативу разрешения конфликта.

Успех примирительной процедуры во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху)  и искусства медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи.

Если примирение достигнуто, то  служба медиации  в  дальнейшем отслеживает развитие ситуации: оценивает реальную результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение), возможность оказания дальнейшей помощи (провести еще одну медиацию, направить в психологическую консультацию и т.п.).

Однако, медиация – не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. И всё  же,  благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

P.S. Если в школе нет службы медиации, с предложением о ее организации можно обратиться к администрации, органам государственно – общественного управления школы, общешкольному родительскому  комитету.

При подготовке использованы материалы:

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 “О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации” 

Письмо Минобрнауки России от 18,12,2015 № 07-4317  “О направлении методических рекомендаций” (по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях) http://kdn.pnzreg.ru/files/kdn_pnzreg_ru/metodichki/metodrek_slujby_shk_mediacii_primireniya.pdf

http://www.menobr.ru/article/61937-qqe-16-m9-primenenie-mediacii-v-shkolnih-konfliktah

Материалы официального сайта ФГБУ “Федеральный институт медиации” (www.fedim.ru), а также  информационных сайтов www.sprc.ru и www.школьные-службы-примирения.рф

 

2 комментария к “Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации”

  1. Реально это похоже на бредятину.. У детей нет прав и это правда… Потому как был конфликт и его решали по всем средствам с министерством , с прокуратурой … И эта школа 2 я .. ЕЕ директор со своими прихвостнями просто расправляются с детьми да можно сказать и с родителями вымогая платежи добровольные и все……. и все в одной связки. Если честно стыдно за Ульяновск …. а детей жалко… а в этой школе во главе с Мельниковой реальное ОПГ…

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Ну, не все же так безисходно! Попытайтесь свои обращения подкрепить конкретными доказательствами. Кроме того есть же более высокие инстанции. Кто хочет, тот добьется.

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ