Когда родители выбирают школу для своего ребенка, они, прежде всего, обращают внимание на качество образования, которое обеспечивает школа своим выпускникам. При этом под качеством образования   родители  понимают степень удовлетворения их ожиданий, например, возможность для продолжения образования.

Что  понимается под качеством образования?

Мнения отечественных исследователей  этой проблемы различны. На  государственном уровне качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»  (ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ).

В современном понимании качество образования предполагает не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении качества обучения и воспитания.

Кто и как оценивает качество российского школьного образования?

Оценку качества школьного образования в России осуществляет Рособрнадзор. О том, как это делается, рассказал глава Рособрнадзора С.С. Кравцов на Коллегии  Минобрнауки 25 октября 2016 года. В своем докладе Сергей Кравцов представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования  — ЕСОКО. По словам Сергея Кравцова, эта система базируется на пяти основных принципах:

  1. Оценка является составной частью учебного процесса;
  2. Оценка должна быть объективной;
  3. Нужно оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования);
  4. Формат оценивания влияет на содержание обучения;
  5. Результаты оценивания должны использоваться корректно.

ЕСОКО состоит из нескольких подсистем:

участие России в международных исследованиях – PIRLS (позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов), TIMSS (проверяет качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах), PISA (мониторинг качества образования в школе среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность);

итоговая аттестация: единый государственный экзамен и ГИА в 9 классах;

национальное исследование качества образованияНИКО — это срезы знаний, аналогичные международным исследованиям;

Всероссийские проверочные работыВПР – контрольные работы, разрабатываемые на федеральном уровне ФИПИ в соответствии с ФГОС,  которые пишут школьники по итогам учебного года;

исследование профессиональных компетенций учителей.

Как неоднократно подчеркивал Рособрнадзор, результаты оценки качества образования должны использоваться для стимулирования развития образования, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию преподавания учебных предметов, оказания организационно-методической помощи слабым школам, разработке актуальных программ повышения квалификации учителей.

«По результатам оценочных процедур нельзя сравнивать эффективность работы регионов, школ, учителей, поэтому из оценки эффективности деятельности глав регионов был исключен показатель, связанный с ЕГЭ. Результаты госэкзамена необходимо, прежде всего, использовать для внутренней работы и реализации точечных проектов по повышению качества образования», – заявил С.С. Кравцов.

В 2015 году Рособрнадзор создал  центр  информационно-аналитического и методического сопровождения исследований качества образования всех уровней — Федеральный институт оценки качества образования — ФИОКО.

Также Рособрнадзор планирует расширение обязанностей региональных центров обработки информации (РЦОИ) следующим образом: вменить данным структурам, помимо существующих функций,  координацию ВПР, международных и отечественных исследований уровня образования на местах, анализ всех проверок и проведение по их итогам работы, направленной на повышение уровня обучения в конкретном регионе.

Справочно

В общеобразовательных организациях   в рамках ВПР на начало учебного года проводятся проверочные работы по русскому языку:

9 ноября: 2 классы — контрольное списывание;

10 ноября: 5 классы — диктант с заданием. 

График мероприятий по исследованию  качества образования школьников на 2016/2017 учебный год ( утвержден распоряжением Рособрнадзора от 30.08.2016 года №2322-05)

НИКО

20, 21 октября 2016 г. — английский, немецкий, французский языки 8 класс

25, 26 октября 2016 г. — английский, немецкий, французский языки 5 класс

11 апреля 2017 г. – ОБЖ 6 класс

13 апреля 2017 г. – ОБЖ 8 класс

18 октября 2017 г. — Химия, Биология 10 класс

ВПР

4 классы

18, 20 апреля 2017 г.- Русский язык

25 апреля 2017 г. — Математика

27 апреля 2017 г. – Окружающий мир

5 классы

18 апреля 2017 г. — Русский язык

20 апреля 2017 г. — Математика

25 апреля 2017 г. — История

27 апреля 2017 г. – Биология

11 классы

25 апреля 2017 г. – Физика

27 апреля 2017 г.- Химия

11 мая 2017 г. – Биология

16 мая 2017 г. — География

18 мая 2017 г. – История

Примечание. В своем выступлении на Коллегии Минобрнауки С.С.Кравцов предложил провести ВПР в 11 классах по всем предметам. Минобрнауки поддержало это предложение.

ВПР проводятся на 2-3 уроках по расписанию учителями, работающими в данном классе. На написание ответов по каждому предмету отводится 45 минут. Запрещается пользоваться любыми учебникам во время выполнения заданий. На ВПР могут присутствовать общественные наблюдатели.

Подробности на информационном портале  «Всероссийские проверочные работы» https://vpr.statgrad.org/

P.S. С 27 октября 2016 года для всех московских школьников открыт доступ к онлайн-сервису по самоподготовке «Мои достижения». Сервис позволяет учащемуся самостоятельно проверить свой уровень знаний по самым разным общеобразовательным предметам в любое удобное для него время и в любом удобном для него месте.

При подготовке использованы материалы источников:

http://минобрнауки.рф/новости/8999

http://www.ug.ru/article/943

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5994

http://www.eduhelp.info/page/kravcov-provel-seminar-posvjashhennyj-usovershenstvovaniju-rcoi

http://www.mk.ru/social/2016/10/31/zapushhen-unikalnyy-servis-kontrolya-zaznaniyami-uchashhikhsya.html

http://4ege.ru/materials_podgotovka/53421-raspisanie-niko-i-vpr-v-2016-2017-uchebnom-godu.html

http://uobr.ru/wp-content/uploads/2016/09/grafik-niko_vpr.pdf

Читайте в блоге

Рособрнадзор рекомендует в 2016-2017 учебном году провести ВПР в 11-х классах по всем предметам

Рособрнадзор проводит проверочные работы по русскому языку

Национальные исследования качества образования в 2016/2017 учебном году стартовали

Кто и как оценивает качество российского школьного образования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *