Трудоустройство выпускников российских вузов обсуждается на разных уровнях не первый год. Проблема возникла потому, что вузы работают на полную катушку, а в промышленности и сельском хозяйстве не хватает квалифицированных специалистов,  в отдаленных регионах – медработников и  педагогов.  Призванная решать эти вопросы система целевой подготовки работает не эффективно. Для решения назревшей проблемы высказываются предложения о введении системы обязательного распределения.

14 октября 2016 года  Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев провел селекторное совещание, посвященное целевому обучению. В мероприятии принимали участие Ольга Юрьевна Васильева, глава Минобрнауки, руководители ряда регионов, а также представители некоторых вузов страны.

В своем выступлении Д.А. Медведев высказал недовольство нынешнем состоянием целевого набора в институты и университеты. По его мнению, в некоторых случаях данная система превратилась в «профанацию» — в результате бюджетные деньги потрачены, а  школа или больница — не дождались молодого специалиста.

Так, в прошлом году квота для целевиков превысила 15% от общего приёма на бюджетные места, но в среднем по стране была выбрана лишь приблизительно на две трети. Средний балл по ЕГЭ  у целевиков был ниже среднероссийского. На 1 место в вузе претендовало в среднем 8 человек, по целевому направлению — 1 человек на место. В договорах о целевом обучении для выпускников не указывается срок отработки на предприятии.  Работодатель вообще не несёт никакой ответственности и не имеет нормальных прав. Законодательство практически не позволяет подвергнуть выпускника каким-либо санкциям, чтобы вернуть государству потраченные на его обучение деньги, в случае если такой выпускник отказывается от исполнения договора.

По словам Премьера, структура образовательной системы должна быть построена таким образом, чтобы вузы выпускали профессионалов, регионы могли получать высококвалифицированных специалистов, студенты были обеспечены работой по специальности, а вот в возвращении к системе тотального распределения кадров, как это было в  СССР, нет смысла, так как люди сами подстраиваются под рынок труда и в поисках лучшей работы и более качественной жизни переезжают с места на место.

«Система целевого приёма, система обучения должна быть прозрачной, понятной, доступной, особенно для тех, кто действительно хочет помочь развитию родного региона, родного города или села», — сказал в конце своего выступления Д.А.Медведев.

Министр образования и науки О.Ю.Васильева рассказала о  проходящей в настоящее время апробации на 4 площадках новой модели целевого обучения, суть которой заключается в том, что целевое обучение реализуется на основе трёхстороннего договора: вуз – регион – студент, который заключается по результатам конкурсного отбора лучших студентов, окончивших второй курс бакалавриата, или при поступлении в магистратуру по итогам комплексного экзамена, проводимого с участием представителей субъектов РФ. В 2017 году планируется расширить эксперимент ещё на 12 регионов.

По итогам совещания Д.А.Медведев поручил Минобрнауки, Минюсту и Минфину «предусмотреть совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях совершенствования института целевого приёма при доработке проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следующие позиции:

— заключение трёхстороннего договора между образовательной организацией, организацией-заказчиком (организацией-работодателем) и обучающимся;

— взыскание с гражданина, не исполнившего обязательства по трудоустройству, неустойки (штрафа) в размере не менее объёма средств, затраченных на его обучение, а также механизм передачи таких средств в соответствующий бюджет и (или) их направления на социально значимые цели;

— утверждение Правительством Российской Федерации перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым допускается проведение целевого приёма, и механизма установления квот целевого приёма по таким специальностям и направлениям подготовки, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации;

— наличие конкурса при проведении целевого приёма;

— усиление ответственности заказчика целевого приёма и целевого обучения за исполнение условий договора о целевом обучении, а также за обеспечение открытости и доступности для граждан информации о возможности заключения таких договоров».

Доработанный проект должен быть внесен в Правительство РФ до 1 февраля 2017 года.

Минобрнауки России  поручено «проработать совместно с заинтересованными органами исполнительной власти вопрос о целесообразности введения механизма целевого приёма на обучение за счёт бюджетных ассигнований по образовательным программам среднего профессионального образования».

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано «усилить контроль за направлением кандидатов на целевое обучение в рамках целевого приёма в интересах региональных экономик, обеспечением мер их социальной поддержки в соответствии с законодательством, а также за последующим трудоустройством».

Источник: сайт Кабмина РФ  http://government.ru/news/24903/

Целевой прием и целевое обучение на пути совершенствования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.