Перефразируя известную поговорку, можно сказать: каков директор школы, такова и школа. Поэтому очень важно не ошибиться в подборе кандидата на эту должность, а, следовательно, выработать необходимые критерии отбора кандидатов и в дальнейшем  организовать с ними соответствующую работу.

На сайте Института образования НИУ ВШЭ (http://ioe.hse.ru/factobr) в серии «Факты образования» ( выпуски №5, №6) опубликованы результаты исследования «Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления» (части 1, 2),  подготовленные с целью  дать управленцам, политикам и всем, кто заинтересован в развитии образования, надежные факты для анализа, суждения и принятия решений. Они  также могут быть использованы для проведения процедур назначения, аттестации и оценки результативности деятельности руководителей образовательных организаций в рамках эффективного контракта. Важно заметить, что результаты  исследования представлены  без публикации экспертных мнений.

Опираясь на полученные данные, ученые «нарисовали» среднестатистический портрет директора российской школы. И вот что получилось.

Среднестатистический директор современной российской школы —  это женщина 35-55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более двадцати лет. Она работает на полную ставку в государственной школе на селе и при этом совмещает управление с преподаванием. Решает административные, кадровые и правовые вопросы, отвечает за материальное обеспечение учебного процесса, контролирует педагогов и процесс преподавания, с осторожностью относится к экспериментальным методикам преподавания, не стремится к педагогическим инновациям, крепкий хозяйственник, регулярно повышает квалификацию, получает дополнительное образование.

Последнее, очевидно, определяется позицией специалистов муниципальных органов управления образованием (их опрос проведен в рамках исследования эффективных моделей управления образовательными организациями). Выяснилось, что ключевыми вопросами при найме кандидата на работу в качестве директора школы и в аттестационных требованиях являются способности руководителя решать кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы функционирования организации, да и в содержании подготовки руководителей преобладают вопросы образовательного права, финансов, менеджмента и оценки качества работы школы.

«Обращает на себя внимание то, что перечисленные выше объективные характеристики, практики работы и особенности подготовки и повышения квалификации директоров школ не совпадают не только с трендами современного образования, но и с задачами, которые сформулированы в федеральном образовательном стандарте нового поколения», — отмечается в результатах исследования.

Как отмечено в опубликованных материалах, исследование ученых НИУ ВШЭ основано на многих источниках, в том числе таких, как:

— регулярный Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ (директоров школ анкетировали по выборке, репрезентативной для РФ — 1200 участников);

— исследование эффективных моделей управления, которое проводилось Центром развития лидерства в образовании в 2014-2015 годах (анкетировались директора в 64 регионах РФ и фокус-группы в 10 регионах; общее количество участников анкетирования — 4477 директоров);

— российская часть международного исследования 7 System Leadership Study (7SLS), проведенная в 2015 году Центром развития лидерства в образовании среди директоров школ (300 анкет и 26 интервью) в четырех регионах РФ с «типовыми» характеристиками; — международное исследование систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS), сделанного ОЭСР по репрезентативной для России выборке (200 директоров).

Источник: «Факты образования» выпуски №5 и №6:

https://ioe.hse.ru/factobr

Портрет директора современной российской школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *