Школьные библиотеки должны стать школьными информационно-библиотечными центрами

Приказом Минобрнауки России от  15 июня 2016 года №715 утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Концепция  представляет собой систему взглядов на  базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития школьных информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в РФ  (далее – Концепция). Разработка Концепции обусловлена обновлением значения и содержания школьных библиотек для современного мира.

Теперь школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, пространством, обеспечивающим доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным,  мультимедийным и цифровым коллекциям, говорится в документе.

Школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в т.ч. гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических  работников.

Среди проблем развития школьных библиотек в Концепции обозначены:

  • несовершенство правовой базы;
  • проблема кадрового обеспечения;
  • слабая материально-техническая база;
  • старение библиотечного фонда;
  • отсутствие сетевого взаимодействия;
  • необходимость модернизации системы методического сопровождения педагогов-библиотекарей и их дополнительного профобразования;
  • другие. 

В документе отмечается, что школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя; что наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.

Для эффективного развития школьных библиотек необходимо реализовать целый ряд мероприятий. Например, предлагается:

  • определить организацию, на которую возложить функции федерального информационно-методического центра;
  • объединить библиотеки в сеть национального масштаба;
  • разработать профстандарт «педагог-библиотекарь»;
  • создать в школьной библиотеке целевые высококачественные разноформатные фонды, пространственно-обособленные зоны различных типов, обеспечить свободный доступ участникам образовательных отношений к  электронным информационным и образовательным ресурсам;
  • распространить электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;
  • создать  систему смарт обучения;
  • другие.

Предполагается, что в результате реализации Концепции будет создано целостное образовательно-информационное поле, которое полностью обеспечит современную инфраструктуру для регулярного обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.

Считается, что реализация Концепции  обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в т.ч. школьных библиотек,  что улучшит качество преподавания и изучения учебных предметов.

Департаменту государственной политики в сфере общего образования поручено до 30 сентября 2016 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение Минобрнауки России.

Источник: Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров

 

Оставьте комментарий